Ростовчане стали экономить деньги с помощью соцсетей

Ростов-на-Дону стал лидером среди российских городов по развитости райдшеринга. Это пока не всем знакомое слово обозначает не что иное, как совместные поездки на частном автомобиле, когда попутчики делят между собой транспортные расходы. Вообще оказалось, что жизнь вскладчину стала для многих жителей города привычном делом. Помогают им в этом новые технологии.

Поделись машиною своей

С английского райдшеринг переводится как "делиться дорогой". По данным одного из самых популярных онлайн-сервисов, который помогает найти попутчиков, в начале февраля Ростов лидировал по числу доступных предложений от водителей, готовых подвезти одного человека или компанию. "Поделиться дорогой" сейчас готовы 3 400 ростовчан, 3 200 москвичей, 3 000 петербуржцев. Далее в этом рейтинге расположились Новосибирск и Казань.

- Пассажир выбирает из имеющихся заявок ту, что ему подходит, - рассказал руководитель сервиса BlaBlaCar в России и на Украине Алексей Лазоренко. - Водитель проходит верификацию через мобильный телефон и электронную почту, дает о себе максимум информации. На его страничке есть отзывы о поездках, оставленные предыдущими попутчиками. Чем больше у человека позитивных отзывов, тем проще ему найти пассажиров.

По словам Лазоренко, популярность таких сервисов растет по нескольким причинам. Прежде всего, экономия средств, что приобретает особую важность в кризисные времена. Средняя цена за совместную поездку примерно в два раза ниже, чем путешествие в плацкартном вагоне, и процентов на 30 - 40, чем на автобусе. Чтобы доехать из Ростова до Москвы пассажир частного авто заплатит примерно 1000 - 1500 рублей, до Волгодонска - 300 рублей, до Новочеркасска - 70 рублей. Ростовчане часто ездят и в соседние регионы.

Сервисы сами регулируют стоимость поездки, делая ее невыгодной для такси и маршруток. Райдшеринг сберегает не только деньги, но и время. Современные технологии позволяют забронировать место в попутке секунд за 20. В 80 случаях из 100 водитель соглашается заехать за пассажиром и довезти его прямо до нужного места. Нередко бывает, что шофер не заинтересован в том, чтобы окупить бензин - у него другие приоритеты. Тогда он пишет в комментариях к заявке, например: "возьму попутчика, чтобы разговаривал в дороге" или "нужен пассажир с правами". Самые популярные направления райдшеринга в России Москва - Санкт-Петербург, Москва - Нижний Новгород и летом - Сочи.

Поначалу высказывались опасения, что такая социальная практика не приживется у нас в стране. Причина - закрытость населения, недоверчивость людей. Но против ожиданий именно в нашей стране был самый успешный стартап этого проекта - свыше одного миллиона регистраций менее чем за год.

Услуга за услугу

Экономика совместного потребления считается главным трендом нынешнего времени. Благодаря технологиям появилась возможность объединяться как в небольшие, так и в поистине огромные сообщества, которые включают людей, живущих на обратной стороне земного шара. Концепция шеринга создала целые рынки товаров и услуг, которые раньше даже не представлялись таковыми. Люди сдают свободную комнату под гостиницу для животных, парковочное место под своим окном и так далее.

Ростовчане научились экономить семейный бюджет не только с помощью совместных поездок. Существует немало сайтов, позволяющих приобрести товары на паях с хорошей скидкой. В основном оптом закупаются продукты. Причем каждый участник экономит от 10 до 40 процентов. Вскладчину покупают и канцелярию. Такие сообщества особенно активно возникают перед началом школьных занятий. Родители списываются через социальные сети и заказывают канцелярские принадлежности и учебники. Количество участников может достигать нескольких сот человек. Пришлось однажды и автору текста купить учебник английского языка с доставкой из Москвы именно таким образом. Я отдала 400 рублей незнакомому человеку, чья симпатичная фотография в юношеском возрасте висела в соцсети. На встречу пришел бородатый мужчина, молча взял деньги и исчез. Думала навсегда, но через неделю получила вполне осязаемый учебник. Если бы заказывала самостоятельно, выложить пришлось бы 750 рублей.

Есть электронные площадки, помогающие найти желающих поменяться на время жилплощадью, сдать в аренду инструменты, велосипед или вещи, поделиться профессиональными умениями.

Особенно интересным кажется опыт предоставления всевозможных услуг. Появляются сообщества, где один участник умеет ставить уколы и капельницы, другой делает стрижку, третий занимается репетиторством и переводами, четвертый - профессиональный сантехник. В таких сообществах люди оказывают услуги друг другу без всяких посредников.

- Мы встретились на популярном в Ростове сайте, где каждый может предложить свои умения, - рассказывает парикмахер Наталья Карпенко. - Началось с того, что члену моей семьи нужны были капельницы. Я списалась со студенткой мединститута, которая умеет это делать. Взамен предложила ей стрижку. Вскоре к нам присоединился сантехник, теперь он следит за состоянием кранов в наших квартирах. Самый необычный обмен происходит с сотрудником одной из концертных площадок города. Время от времени он предлагает билеты на представления, а взамен получает что-то от каждого из нас. Живем по принципу большой коммунальной квартиры, где нашлось место репетитору английского языка, человеку, который гуляет с собаками, кондитеру, водителю. Этот перечень можно продолжать.

Деньги здесь не в ходу, но, чтобы войти в такое комьюнити, надо самому обладать востребованными навыками. Иначе "скрипач не нужен".

Мнение

Михаил Розенблит, кандидат социологических наук:

- Нам не очень понравилось жить в гигантском супермаркете с холодильником в качестве алтаря. Люди уже поняли: чтобы пользоваться чем-то, не обязательно владеть этим единолично. Общество безудержного потребления стало раздражать, вместо него приходит, казалось бы ушедший в прошлое, натуральный обмен, но в новой оболочке - Интернет, соцсети, новейшие технологии. Это серьезный вызов традиционному бизнесу. Шеринг позволяет эффективнее распоряжаться самыми дефицитными и востребованными ресурсами города - пространством и временем. Он будет набирать обороты, с ним придется считаться, ведь на сцену выходит поколение, для которого интернет - родная среда.