Поделись машиною своей
С английского райдшеринг переводится как "делиться дорогой". По данным одного из самых популярных онлайн-сервисов, который помогает найти попутчиков, в начале февраля Ростов лидировал по числу доступных предложений от водителей, готовых подвезти одного человека или компанию. "Поделиться дорогой" сейчас готовы 3 400 ростовчан, 3 200 москвичей, 3 000 петербуржцев. Далее в этом рейтинге расположились Новосибирск и Казань.
- Пассажир выбирает из имеющихся заявок ту, что ему подходит, - рассказал руководитель сервиса BlaBlaCar в России и на Украине Алексей Лазоренко. - Водитель проходит верификацию через мобильный телефон и электронную почту, дает о себе максимум информации. На его страничке есть отзывы о поездках, оставленные предыдущими попутчиками. Чем больше у человека позитивных отзывов, тем проще ему найти пассажиров.
По словам Лазоренко, популярность таких сервисов растет по нескольким причинам. Прежде всего, экономия средств, что приобретает особую важность в кризисные времена. Средняя цена за совместную поездку примерно в два раза ниже, чем путешествие в плацкартном вагоне, и процентов на 30 - 40, чем на автобусе. Чтобы доехать из Ростова до Москвы пассажир частного авто заплатит примерно 1000 - 1500 рублей, до Волгодонска - 300 рублей, до Новочеркасска - 70 рублей. Ростовчане часто ездят и в соседние регионы.
Сервисы сами регулируют стоимость поездки, делая ее невыгодной для такси и маршруток. Райдшеринг сберегает не только деньги, но и время. Современные технологии позволяют забронировать место в попутке секунд за 20. В 80 случаях из 100 водитель соглашается заехать за пассажиром и довезти его прямо до нужного места. Нередко бывает, что шофер не заинтересован в том, чтобы окупить бензин - у него другие приоритеты. Тогда он пишет в комментариях к заявке, например: "возьму попутчика, чтобы разговаривал в дороге" или "нужен пассажир с правами". Самые популярные направления райдшеринга в России Москва - Санкт-Петербург, Москва - Нижний Новгород и летом - Сочи.
Поначалу высказывались опасения, что такая социальная практика не приживется у нас в стране. Причина - закрытость населения, недоверчивость людей. Но против ожиданий именно в нашей стране был самый успешный стартап этого проекта - свыше одного миллиона регистраций менее чем за год.
Услуга за услугу
Экономика совместного потребления считается главным трендом нынешнего времени. Благодаря технологиям появилась возможность объединяться как в небольшие, так и в поистине огромные сообщества, которые включают людей, живущих на обратной стороне земного шара. Концепция шеринга создала целые рынки товаров и услуг, которые раньше даже не представлялись таковыми. Люди сдают свободную комнату под гостиницу для животных, парковочное место под своим окном и так далее.
Ростовчане научились экономить семейный бюджет не только с помощью совместных поездок. Существует немало сайтов, позволяющих приобрести товары на паях с хорошей скидкой. В основном оптом закупаются продукты. Причем каждый участник экономит от 10 до 40 процентов. Вскладчину покупают и канцелярию. Такие сообщества особенно активно возникают перед началом школьных занятий. Родители списываются через социальные сети и заказывают канцелярские принадлежности и учебники. Количество участников может достигать нескольких сот человек. Пришлось однажды и автору текста купить учебник английского языка с доставкой из Москвы именно таким образом. Я отдала 400 рублей незнакомому человеку, чья симпатичная фотография в юношеском возрасте висела в соцсети. На встречу пришел бородатый мужчина, молча взял деньги и исчез. Думала навсегда, но через неделю получила вполне осязаемый учебник. Если бы заказывала самостоятельно, выложить пришлось бы 750 рублей.
Есть электронные площадки, помогающие найти желающих поменяться на время жилплощадью, сдать в аренду инструменты, велосипед или вещи, поделиться профессиональными умениями.
Особенно интересным кажется опыт предоставления всевозможных услуг. Появляются сообщества, где один участник умеет ставить уколы и капельницы, другой делает стрижку, третий занимается репетиторством и переводами, четвертый - профессиональный сантехник. В таких сообществах люди оказывают услуги друг другу без всяких посредников.
- Мы встретились на популярном в Ростове сайте, где каждый может предложить свои умения, - рассказывает парикмахер Наталья Карпенко. - Началось с того, что члену моей семьи нужны были капельницы. Я списалась со студенткой мединститута, которая умеет это делать. Взамен предложила ей стрижку. Вскоре к нам присоединился сантехник, теперь он следит за состоянием кранов в наших квартирах. Самый необычный обмен происходит с сотрудником одной из концертных площадок города. Время от времени он предлагает билеты на представления, а взамен получает что-то от каждого из нас. Живем по принципу большой коммунальной квартиры, где нашлось место репетитору английского языка, человеку, который гуляет с собаками, кондитеру, водителю. Этот перечень можно продолжать.
Деньги здесь не в ходу, но, чтобы войти в такое комьюнити, надо самому обладать востребованными навыками. Иначе "скрипач не нужен".
Михаил Розенблит, кандидат социологических наук:
- Нам не очень понравилось жить в гигантском супермаркете с холодильником в качестве алтаря. Люди уже поняли: чтобы пользоваться чем-то, не обязательно владеть этим единолично. Общество безудержного потребления стало раздражать, вместо него приходит, казалось бы ушедший в прошлое, натуральный обмен, но в новой оболочке - Интернет, соцсети, новейшие технологии. Это серьезный вызов традиционному бизнесу. Шеринг позволяет эффективнее распоряжаться самыми дефицитными и востребованными ресурсами города - пространством и временем. Он будет набирать обороты, с ним придется считаться, ведь на сцену выходит поколение, для которого интернет - родная среда.