Фильм представили продюсер Антон Мельник, сценарист Михаил Александров, актер Константин Балакирев и немного задержавшийся, но все же доехавший до редакции режиссер Александр Мельник.
К нам они заглянули неслучайно. Однажды Александр Мельник увидел в "РГ" публикацию об авторе "Территории" Олеге Куваеве и позвонил, чтобы поблагодарить за отличный материал. Так зародилась дружба.
Первый заместитель главного редактора Юрий Лепский, подаривший нам возможность увидеть картину раньше всех, первым задал вопрос после просмотра: "Почему главный герой, которого играет Константин Лавроненко, в книге достаточно упитанный, а у вас вполне стройный?" Отвечать пришлось продюсеру Антону Мельнику: "Еще за месяц до начала съемок главный персонаж не был утвержден, режиссер долго выбирал актера, сомневался. Около полугода мы не знали, кто сыграет Чинкова. Но в итоге Александр Мельник остановился на Лавроненко. Раскормить Константина просто не успели".
"Почему в фильме стреляют в Баклакова, в романе этого нет?" - поинтересовался дальше Лепский. Создатели картины покорно согласились, что немного изменили сюжет. И рассказали, что на днях получили письмо от вдовы Куваева, где она призналась, что для нее этот фильм - праздник, и она, как хранительница наследия автора, приняла такой финал. Вдова также предоставила выдержки из дневников писателя, где были записи о неком свихнувшемся напарнике, попавшем в минутное искушение, увидев столько золота.
Эта приключенческая история о золотоискателях захватывает с первых кадров: красоту Чукотки, плато Путорана, вообще всех уголков России, где проходили съемки, словами не описать. Что уж говорить об актерском составе: Григорий Добрыгин, Константин Лавроненко, Егор Бероев, Евгений Цыганов, Ксения Кутепова, Константин Балакирев и др.
Отдельной строкой стоит отметить невообразимую работу оператора, которой восхитились абсолютно все посмотревшие фильм. "Как он это сделал?" - спрашивали присутствующие и требовали мастера на сцену. "Многие операторы отказывались, обосновывая это сложностью работы и тем, что это вообще невозможно снять, - рассказал Антон Мельник. - А молодой тридцатитрехлетний оператор Игорь Гринякин, работавший над такими картинами, как "Адмиралъ" и "Высоцкий. Спасибо, что живой", взял и сделал это. На сцену он не поднимется, так как сейчас работает над другой картиной. Но снимали тяжело: и с вертолетов, и с лодок, и с рук, и с телеги…"
В конце фильма есть фраза: "Все это было в другом веке и на другой земле". И в наши дни, когда многие оценивают фильм по крутости спецэффектов, это кино словно врывается к нам из другого века. И это его несомненное преимущество.
Александр Мельник, режиссер:
Я надеюсь, что каждый найдет в фильме что-то свое. И картина заставит о чем-то задуматься, о чем-то переживать, о чем-то, может быть, сожалеть. Я думаю, что фильм поможет зрителю вспомнить прекрасный роман, вернуться к нему или открыть его для себя впервые.
Мы начали снимать еще в 2011 году, думали, что он выйдет в 12-м, в 13-м. Но получилось, как говорит наш герой, "то не было погоды, то не было самолета, то не было денег". Экспедиции были очень сложные. Были люди, которые что-то обещали и не делали, но я им тоже благодарен. Они подарили нам надежду, благодаря которой мы жили дальше. Они говорили: "Не волнуйся, все будет хорошо, летите на Чукотку". И мы летели. А потом получалось, что мы днем снимаем, а ночью я сижу на трубках, звоню в Москву и прошу: "Ребята, помогайте нам!"
- О чем вы вспоминаете, когда речь заходит о съемках фильма?
АМ: Мы поднимаемся в горы, а от вертолетной площадки нужно нести все самим. Телега, 300 килограммов, и ты вместе с актерами, вместе со всей группой, несешь, поднимаешь. Осветители говорили оператору: "Все, больше мы с тобой никогда не будем работать".
- Фильм во многом опирается на текст романа. Скажите, как фильм смотреть тем, кто не читал книгу?
АМ: Роман "Территория" - это роман-настроение. Мы жили настроением, прочитав его. И нам не так важно было, что какие-то сюжетные линии, какие-то коллизии не сходятся. Куваев, видимо, чувствовал энергию своего настроения. Если это настроение есть в фильме, то дальше будет лишь индивидуальное восприятие текста и экрана. Человек, если ему что-то будет непонятно, возьмет и прочитает роман. И, возможно, скажет, здорово, что книга пришла к нему после фильма.