Для маркировки фестиваля вполне достаточно гала-концерта открытия с матриархом фортепиано Елизаветой Леонской, не по-австрийски нежно игравшей Моцарта, и Вадима Репина с рапсодией "Цыганка" Равеля и элегичным "Размышлением" Чайковского, который с годами звучит у него все глубже. А высокий стиль столпов академизма разбавлял знаменитый трубач из Канады Йенс Линдеманн, виртуозно проведший концерт Гайдна и опус современного композитора Алана Гиллиланда.
Традиционно любовью публики пользуются балетные гала, и здесь на сочинском фестивале очевидный прогресс: вместо собрания виртуозных шлягеров, подающих звезд в выгодном свете, тот же принцип, помноженный на образующую смысл общую идею. Идея выстроила и облагородила концерт - посвящение гению танца начала ХХ века Вацлаву Нижинскому. Его наследие настолько громадно и разнообразно, что точное попадание в репертуар хорошему артисту гарантировано.
Финальным аккордом назначили "Весну священную" Стравинского, важнейшую партитуру ХХ века, в постановке Вацлава Нижинского ставшую главным скандалом Русских сезонов. Сейчас свою версию вместе со своей труппой представлял хореограф Национального балета Словении Эдвард Клюг.
Вообще, балетный гала ответил запросам немалой части зала, жаждущей просветительских комментариев для высокого искусства. Да, такие комментарии плохо монтируются со звездами уровня Вадима Репина, но Зимний фестиваль старается отвечать на запросы. Забавно, однако: тотальное ТВ, оккупировавшее глаза, умы и уши провинции, давно не помнит о просветительстве, выжав этот формат в руководство потребителя. А от "башметовской декады" соскучившийся по прекрасному зритель всерьез ждет комментариев к академическому искусству в рамках живого концерта. Может, в этом и есть секрет стабильной популярности Зимнего фестиваля, важного и для спортивного вида модных гостей, и для жителей растянутого на 140 километров Большого Сочи.
Фестиваль продолжается до 22 февраля. Параллельно с основной концертной программой в Зимнем театре проходят камерные концерты в Органном зале (где на органе звучит даже эксцентрика Шостаковича), идут мастер-классы, открыто несколько хороших выставок, сделанных в содружестве с музеями - Театральным Бахрушина и Музыкальной культуры имени Глинки. Еще ожидается мировая премьера мультижанровой "Кармен", где ожидают звезд Большого, и общий концерт оркестра "Новая Россия" с "Ночными снайперами".
Бенефисом альта порадует поклонников арт-директор и автор идеи фестиваля искусств Юрий Башмет. А финальный гала прокладывает дорогу к летним событиям: выступят победители Международного конкурса имени Чайковского разных лет, и первой блеснет обладательница Гран-при Хибла Герзмава с двумя любимыми ариями.