В новом альбоме у вас, как обычно, много веселых и ироничных песен, хотя назван он мрачновато - "Кранты". Чего все-таки тут больше: бодрости или уныния?
Алексей Кортнев: Название диску дала песня, которая была сочинена перед предполагавшимся в 2012 году, согласно календарю майя, "концом света", - к нему все человечество отнеслось с большой иронией. Хотя и вполне серьезные песни тоже есть: обычно мы наполняем диски примерно поровну развеселыми, задумчивыми и философскими песнями.
В ваших хитах часто сюжеты - увлекательные, хотя и непростые житейские истории. Поете вы о них то с улыбкой, то с сарказмом, то с легкой грустью. Вы так и относитесь к житейским проблемам?
Алексей Кортнев: Да, по крайней мере мне очень хочется так думать. Интересно писать только о том, что меня действительно волнует, как и моих сверстников. Есть и темы, показательные для мужчин среднего возраста, вроде "Будущего бывшего", о сложно складывающейся порой семейной жизни. Хотя, как сделать, чтобы она всегда была только счастливой, а люди пореже разводились, я и сам, честно говоря, не знаю.
Интеллигенция любит бесконечные споры о том, является ли мат в книгах, песнях и кино важным художественным средством. Но вы-то без него прекрасно обходитесь, и, несмотря на это, на концертах "Несчастного случая" - всегда аншлаги...
Алексей Кортнев: Мат уместен в искусстве только при очень строгой возрастной цензуре. Язык может быть грязным, отвратительным, пошлым и без матерных выражений. А может, благодаря в том числе и им, стать высокой поэзией. Как у Венедикта Ерофеева. Да и у современных писателей порой тонко, ненавязчиво и умно используются инфернальные выражения, например - у Владимира Сорокина. Да и когда смотришь фильм о Великой Отечественной войне, хочется, чтобы герои говорили, как взаправду, а не понарошку.
Что касается "Несчастного случая", мы ведь ставим перед собой несколько иные цели. Хотя если рядом окажется художник, у которого есть задачи, для выполнения которых требуются матерные выражения, то я не сочту себя вправе ограничивать его свободу выбора лексики...
На одну из лучших песен альбома "Робот Виталий" вы сняли даже мультипликационный фильм. Решили таким образом компенсировать недостаток хороших мультфильмов на экранах?
Алексей Кортнев: Еще четыре года назад Сергей Меринов нарисовал для нас первый клип-мультфильм "Шла Саша по шоссе", потом была "Суета сует". Он же и порекомендовал нам режиссера Наталью Березовую, которая придумала озорной ролик "Робот Виталий". Нам как раз и хотелось, чтобы он получился немножко веселый, немного печальный, с философской идеей. Мы утверждали облики героев, расписанный по картинкам сценарий, но одобрили практически все, что предлагала Наталья. А современной хорошей мультипликации, да, увы, не хватает. Хотя есть великолепные "Маша и медведь", "Смешарики". Может, и мы что-то начнем снимать.
Кажется, у вас есть еще и редкий дар дружелюбия, умения прислушиваться к людям, находить верных талантливых друзей (скажем, за 31 год в "Несчастном случае" сменилось лишь четыре музыканта). Этому можно научиться?
Алексей Кортнев: В "Несчастном случае" остались только друзья. У нас общие интересы: музыка, литература. Я давно понял, нельзя дружить с человеком только потому, что он "хороший" - к примеру, хороший музыкант. Все хорошие люди разные, в жизни их цели могут кардинально расходиться. Поэтому я научился делить всех иначе: "свой" или "не свой"... Как это выяснить? Только в разговоре: это великая черта человека, отличающая его от всех живых существ, поэтому грех ей не пользоваться... Мы много говорим, иногда спорим. Все нарабатывается в совместной работе и в беседах. Главное, чтобы в человеке было это желание: слушать и стараться понимать других.
Недавно вы побывали в США. Иногда кажется, что американские политики делают все, чтобы внушить своим гражданам ненависть к России. А как вас встречали простые люди?
Алексей Кортнев: С политически ангажированными людьми мы там не пересекались. А тех, с кем мы общались, например в спортклубе, абсолютно не волновало, русские мы или французские... Не было никаких косых взглядов. Простые американцы, с которыми мы оказывались, например, на одной карусели в "Диснейленде", обязательно спрашивали, откуда мы. Узнав, что из России, не начинали относиться к нам хуже ни на йоту: "Welcome, спасибо что приехали", - и советовали, куда еще стоит сходить. Абсолютное радушие и открытость. Это было приятно.