По его экспертной оценке, российский рынок труда сейчас находится в тревожном ожидании. Прогнозы на этот год по сокращению работников на предприятиях - неутешительные. Однако у нас уже есть опыт противостояния кризисным явлениям.
Юрий Викторович, а может, все не так плохо. Специалисты говорят, что безработных в стране значительно меньше, чем вакансий в службах занятости. Так что без заработка не останемся.
Юрий Герций: Изучив статистику и побеседовав с представителями регионов, я делаю вывод о неблагоприятных тенденциях с точки зрения открытой безработицы. Многие люди находятся в растерянности.
На начало 2015 года официально зарегистрированных безработных было около 900 тысяч россиян. Но это не полная картина. Общая безработица выше, особенно это проявляется по определенным группам населения и работников.
Какие кадры нужны для экономики страны? Вот главный вопрос. Если посмотрим федеральный и региональные банки вакансий, то увидим, как и в прошлые годы, что основную их массу составляют рабочие профессии.
Но эти кадры сами по себе не появляются! Должна быть отлажена четкая система профессионального обучения, доступного для всех и привязанного к будущему рабочему месту. Однако сейчас у нас очень мало предприятий, имеющих собственные учебные центры. Нужно посмотреть, как перестроить эту систему. И такой анализ вполне можно сделать в течение этого года.
По прогнозам правительства, официальное число безработных за текущий год возрастет на 650 тысяч человек. На мой взгляд, цифра будет большей. Перспектива открывается тяжелая, ситуация потребует перестройки работы региональной власти и всех социальных партнеров. В вопросах рынка труда не должно быть дележа: это вопросы службы занятости, а это - работодателя.
Вы возглавляли Роструд в 2008 году. Тогда удалось пройти кризис достаточно безболезненно. Набор мер остается прежний?
Юрий Герций: На мой взгляд, нынешний кризис отличается от того, что был в 2008 году. В то время основное внимание мы сосредоточили на сохранении крупных предприятий. Занятость обеспечивали благодаря опережающему обучению персонала, изменению направления деятельности самих предприятий, их санации, реструктуризации долгов. Сохранив потенциал заводов, нужно было осуществить переподготовку персонала. Что до крупных предприятий, то они у нас за минувшие годы укрепились. Металлургия, автомобилестроение, военно-промышленный комплекс и ряд других отраслей показывают себя стабильными и надежными. Сейчас я бы уделил большее внимание среднему и малому бизнесу и предприятиям, занимающимся сельскохозяйственным производством.
Вот мы с вами видим, что есть проблема с работниками в сфере торговли: если взять Москву, то здесь было очень много иностранной рабочей силы. Изменилось законодательство, мигранты уезжают. Значит, рынок для наших граждан будет расширяться. И задача службы занятости - вникнуть в эти пустеющие ниши и соответственно готовить кадры для таких вакансий. Между тем сегодня мы не имеем представления о том, как идет подготовка продавцов, консультантов и прочих менеджеров торговых залов.
Некоторые представители АПК и экономисты говорят: у нас могут возникнуть проблемы с производством сельхозпродукции. Я слушаю их с удивлением - территория нашей страны и ее сельхозугодья могут позволить обеспечить теми же овощами не только нас, но и всю Европу. Усилия государства здесь должны быть сосредоточены на развитии небольших бригад, тепличных хозяйств. Но, опять же, для этого нужно готовить специалистов.
И что очень важно: основной целью должно стать обеспечение достойной занятости для молодежи. Если мы посмотрим нынешние заявки работодателей, то там молодым людям без опыта места нет. Поэтому первой государственной задачей является профориентация, а второй - привязка обучения непосредственно к будущей профессии. Частному сектору отдавать эти вопросы нельзя, он будет лишь искать возможность получения прибыли.
Уже понятно, что при реализации антикризисного плана в этом году государство регионам поможет. А что делать дальше, ждать нового кризиса?
Юрий Герций: А я имею в виду не эпизодическую, а постоянную господдержку из средств федерального бюджета. Население наше небогатое, молодые люди и семьи с невысоким доходом все время испытывают трудности. Молодому человеку говорят: учиться дорого, иди работай. А на работу его без практики не берут. Вот и возникает социально негативная ситуация.
В какой форме и через какие министерства будет осуществляться помощь - вопросы технические. Но я полагаю, что это должна быть совместная деятельность минобрнауки и минтруда. Они несут одинаковую ответственность за подготовку кадров для страны.
А стажировка, на мой взгляд, должна входить в курс обучения. Работодатель заинтересован в том, чтобы к нему пришел знающий человек с пониманием того, что делать и как достигать результата. Чистая теория ничего не даст или же тогда надо развивать программу наставничества.
Кстати, программы стажировки и переобучения в учреждениях всех образовательных уровней в период прошлого кризиса были реализованы весьма успешно. Закрепляемость на рабочих местах составляла порядка 70 процентов.
В 2008-2010 годах очень хорошо стартовала программа поддержки самозанятости - значительная часть граждан поверила в свои бизнес-способности. Может ли сейчас эта помощь получить второе дыхание?
Юрий Герций: Она вполне может и дальше служить развитию малого бизнеса, но тут нужно пересмотреть составляющие, связанные с порядком работы этих предприятий и налогооблагаемой базой.
Растут налоги - предприниматели сворачивают деятельность. А во-вторых, следовало бы и дальше сопровождать программу через федеральный бюджет, и тогда бы подтягивались средства регионального. Сейчас субсидии в размере 58,8 тыс. рублей, конечно, недостаточно - сумму необходимо индексировать.
Здесь я вспоминаю опыт ряда регионов, которые обеспечивали совместимость программы службы занятости по созданию своего дела для безработных и возможности региона в плане материальной и организационной помощи, а плюс к этому подключали и программу минэкономразвития.
Для этого понадобилось выстроить целую экономическую цепочку. Одно дело - заниматься животноводством и просто содержать коров, а другое - успешно реализовывать продукцию. Параллельно возникают вопросы сбора, доставки, потребления. То есть вокруг одного предприятия могут успешно развиваться еще четыре-пять. Но для этого нужны и средства, и люди, помогающие новому фермеру встать на ноги. Самостоятельно и с нуля человек сделать это не сможет.
Вот уже третий год центры занятости подчинены властям регионов и зачастую общаются только со своими кураторами. Правильно ли это?
Юрий Герций: Считаю, что передача полномочий сыграла свою положительную роль. Будучи в то время руководителем Роструда, я часто думал: а если бы система службы занятости была чисто федеральной, удавалось бы нам успешно привлекать такие финансовые, организационные, контрольные ресурсы субъекта? И в большинстве случаев я приходил к выводу: нет.
Когда функции лежат на плечах региона, повышается и ответственность, в том числе и лично губернаторов.
Да, когда кризис миновал, то у нас все успокоились. Федеральный центр посчитал, что на местах все будет отлажено. А я считаю, что должна вестись единая организационно-методическая работа государства по координации органов занятости в субъектах, не навязывая им подходы, а проводя с ними обучающие, практико-ориентированные занятия. Это могут быть и семинары, и совещания.
Как раз сейчас мы в своем центре разрабатываем программу для обучения директоров центров занятости. На первых порах будем приглашать к нам из разных регионов по 20 человек, на недельный курс Основная его тематика - практика деятельности, направления и подходы в условиях экономического кризиса. Другая составляющая - изучение информационного поля с точки зрения оповещения о потребности в рабочей силе, в том числе в плане привлечения ее из других регионов или других стран. Насколько я вижу, это направление сейчас ослаблено.
Возникает вопрос и о финансовых расходах. Что ж, тут можно вспомнить советские времена, тогда союзные министерства проводили подобные мероприятия и брали на себя все затраты. Сегодня как вариант можно обязать региональные структуры выделять целевые средства на такое повышение квалификации. Ведь сегодня специалист службы занятости должен быть и психологом, и профконсультантом, и экономистом.