Великий азербайджанский поэт, шейх Ильяс ибн Юсуф (около1141 - 1209), известный как Низами Гянджеви, уже много веков покоится в родном городе. Точно неизвестно, когда именно на могиле Низами был воздвигнут первый мавзолей, но достоверно известно, что с самого момента его возведения он стал местом паломничества. Однако к началу прошлого века мавзолей Низами превратился в руины - именно такое его изображение приводит художник Шмерлинг в журнале "Молла Насреддин" в 1908 году.
Новая власть советского Азербайджана уделила могиле Низами особое внимание. В 1923 году ученым-археологам удалось исследовать найденную тогда же надгробную плиту, по надписи на которой была установлена точная дата смерти поэта. А в начале 1930-х годов в СССР был объявлен конкурс на лучший проект мавзолея великого поэта. В числе прочих свой проект представили молодые архитекторы С. Дадашев и М. Усейнов, которые в дальнейшем составили известный творческий тандем. Их конкурсное предложение опиралось на архитектурную школу знаменитого средневекового азербайджанского зодчего Аджеми Нахчывани. Однако под предлогом модной в те годы борьбы с конструктивизмом проект был признан "несколько архаичным" и потому забракован, а предпочтение отдано относительно менее выразительному в художественном отношении проекту И. Вахутина.
Великая Отечественная война задержала постройку нового мавзолея, так что его торжественное открытие состоялось только в 1947 г. Сооружение высотой в 15 м было возведено из тесаного камня-известняка - местного, добываемого недалеко от Кировабада (название Гянджи в советские годы), а орнамент в форме-шебеке на его гранях был из бетона, но выглядел как традиционная резьба по камню.
В те годы никто и не подозревал, что совсем рядом с мавзолеем, по сути, закладывается "бомба замедленного действия". Речь идет о начатом в те же годы на той же окраине города строительстве глиноземного комбината - крупнейшего предприятия тогдашнего Кировабада и одного из самых крупных в республике. Этот гигант был пущен в строй в 50-х гг., и с тех пор почва на обширной территории вокруг него приобрела стойкий красный оттенок из-за оседавших отходов производства алунита.
К началу 70-х гг. слой красноватой пыли толщиной в несколько миллиметров, въевшийся в наружное покрытие мавзолея Низами, настолько испортил его внешний вид, что многие видные деятели культуры, представители общественности обратились с просьбой о помощи к тогдашнему главе республики Гейдару Алиеву. В результате в 1991 году, к 850-летию Низами Гянджеви, на месте прежнего был возведен новый мавзолей.
Автором проекта стал Фарман Имамгулиев, главный архитектор Гянджи. Новый мавзолей, который на целых 7 метров выше предыдущего, имеет также и более сложное внутреннее устройство - с обходным балконом. Впечатляющий интерьер величественного строения подчеркнут яркими оконными витражами.
22-метровую махину сооружения собрали из нескольких цельных блоков красного гранита разной конфигурации и разного профиля, габаритными размерами от метра до полутора. Гранит был привезен с Украины, а сами блоки обтесаны и отполированы в Санкт-Петербурге (тогда - еще Ленинграде).
Автор проекта запланировал дополнить мавзолей ландшафтным комплексом. Для этого он привлек к сотрудничеству известного скульптора, заслуженного художника Горхмаза Суджаддинова (Аскербейли), кстати, тоже уроженца Гянджи. Тот предложил для украшения парка, окружающего мавзолей, проект "ажурной" (сквозной) композиции "Хамсе". Она включает в себя портретную фигуру Низами Гянджеви и отдельные группы, изображающие главных героев всех поэм прославленной "Пятерицы". Эту монументальную композицию отлили в бронзе (примечательно, что столь сложную в техническом плане операцию не стали заказывать за рубежом, а провели непосредственно в Азербайджане), и она стала прекрасной "декорацией" для здания мавзолея.