Двенадцать лет предприятие пыталось выжить, теряя художников и мастеров. Чтобы его спасти, областные власти делали денежные вливания, подыскивали директоров и инвесторов, вели переговоры с банком, который за бесценок приобрел большую часть территории. В конце концов, сюда, как и двести с лишним лет назад, пришел хозяин. Продолжателем дела знаменитых купцов Мальцовых стал местный предприниматель Сергей Авдеев, владеющий крупным мебельным производством. В реализацию первого этапа возрождения завода он вложил более 150 миллионов рублей.
...В старом корпусе установили новую стекловаренную печь, которая теперь задышала малиновым жаром. Изогнутые трубы, похожие на щупальца, выполняют роль кондиционеров для мастеров - они вынуждены стоять на возвышении около жерла, где варится полтора десятка тонн стекломассы. Говорят, что не простужаются.
Все делается без лишней суеты: шары раскаленного стекла, меняющего цвет с солнечного на оранжевый и потом вовсе утрачивающего оттенок адского жара, не терпят резких движений. В помощь - сила земного притяжения и вращение шара по законам, которые понятны только посвященным. Через некоторое время начинается прорисовываться облик будущей вазы. Но до последних операций заготовка должна пройти немалый путь - обжиг, сортировку, отсечение лишнего стекла. Сортировщица, пригнувшись, долго вглядывается в заготовку и что-то помечает крестиком. Оказывается, увидела в этом месте крохотный пузырек, образовавшийся во время варки. При нанесении рисунка он будет замаскирован.
Контейнер с отходами наполняется весьма быстро - звон то и дело раздается на участке цеха, где стоит еще одна небольшая печь, возле которой банный жар. Работницы поясняют: мучиться приходится не все восемь часов, а только два. Но и их достаточно, чтобы выпивать за смену ведро воды.
Сварщик Сергей с грустью вспоминает времена, когда стекло на заводе варили в восьмидесятитонных печах, а народу около них суетилось столько, что цех был похож на муравейник. Но лиха беда начало - первая печь дала новую жизнь всему заводу, а Дятькову - надежду на возрождение знаменитой хрустальной империи Мальцовых. К слову, Сергей Авдеев сообщил, что художники извлекли старые мальцовские рисунки и хотят повторить изделия, причудливая игра света которых отразилась и мировой славой дятьковского хрусталя. Но повторить уже с более высоким качеством - иначе на рынке делать нечего. Его заняли англичане, итальянцы и другие иностранцы, а российский хрусталь почти исчез.
- Работы еще непочатый край, но к концу лета перейдем к тому, что хотели сделать - к народно-художественному промыслу, ставшему достоянием всей страны. Хорошо, что мы сумели возродить традиции прошлого, - отметил Сергей Авдеев.
Похоже, меньше всего о традициях во время работы думают мастера, которые выводят хрустальные грани на стаканах и вазах под визг алмазных кругов. На всем участке только один человек работает с респиратором.
- Это наш Вася, он долго жить хочет, - улыбаются коллеги.
В воздухе ничего особенного не ощущается, но мастера невольно вдыхают стеклянную пыль, поднимаемую при огранке. Но и сидеть весь день с респиратором, по их словам, невыносимо. Проще тем, кто упаковывает уже готовый хрусталь. Здесь в основном работают женщины.
Пока мощность завода ограничена возможностями персонала. Из 170 человек 150 заняты непосредственно на производстве. Выпускать хрусталь они смогут на 25-30 миллионов рублей в месяц. Большая часть продукции идет в российские магазины, но Сергей Авдеев похвалился: звонил английский посол, благодарил за дятьковские шедевры, которые подарили принцу.
Со временем производство должно стать сердцем туристического кластера. Ожидается, что его гости смогут знакомиться с секретами старинных ремесел. Вложения составят 1,3 миллиарда рублей. Развернуться теперь можно, так как территория предприятия уже выкуплена у банка.
Непосредственно в завод придется вложить еще около 100 миллионов, но все зависит от сбыта, оговаривает Сергей Авдеев. Сейчас строится новый корпус, где разместятся печи для варки цветного стекла, участки химполировки и обработки. Кроме того, придется учить работе молодежь. К счастью, еще остались авторы хрустальных шедевров, которые могут передать свои секреты.