Ключевыми мерами станут: социальная адресная поддержка граждан; предприятий реального сектора и сферы услуг, развитие импортозамещения; обеспечение продовольственной безопасности. А также поддержка транспортной отрасли и строительного комплекса; снижение административных барьеров для ведения бизнеса, поддержка предпринимательства; повышение эффективности бюджетных расходов. Правительство Москвы поставило перед собой задачу сформировать отдельный план на 2015-2017 годы для создания и стимулирования промышленных и сервисных кластеров, индустриальных парков и промышленных зон в приоритетных сферах. Речь идет в том числе о фармацевтике и производстве медицинских изделий, авиастроении, информационных технологиях, микроэлектронике, биохимии, производстве автокомпонентов, строительных материалов и оборудования, пищевой промышленности.
Из локальных антикризисных мероприятий для регионов считаю полезными и эффективными такие как снижение налоговой нагрузки предприятий реального сектора экономики, формирование механизма предоставления льгот и отсрочек по уплате арендной платы за землю, увеличение срока рассрочки по арендной плате за первый год срока аренды земельного участка при изменении разрешенного землепользования для строительства.
Хотелось бы рекомендовать регионам взять на вооружение утвержденные столичными властями меры. Особенно это касается государственной поддержки и упрощения порядков, регулирующих взаимоотношения в схемах и механизмах ГЧП при реализации крупных инвестиционных проектов. Однако для создания благоприятного инвестиционного климата и развития ГЧП необходимо сформировать базовую инфраструктуру. В первую очередь - это инвестиции в инженерно-коммунальную, транспортную и социальную инфраструктуру. Так, в конце прошлого года столичные власти объявили о своих амбициозных планах на территории Новой Москвы. По словам мэра столицы Сергея Собянина, объем ежегодных вложений в присоединенные территории уже сейчас составляет около 300 млрд руб. в год, в ближайшее время он должен вырасти до 400-500 млрд, из которых две трети - это частные инвестиции, а остальные - средства естественных монополий. Это вложения в основные фонды, в рабочие места, в инфраструктурные проекты.
Москва не собирается отступать от уже утвержденных инвестиционных планов, поэтому ставка сегодня делается прежде всего на те мероприятия, которые должны обеспечить экономическую устойчивость крупных строительных холдингов, предприятий малого и среднего бизнеса.
Хорошим подспорьем для субъектов РФ станут принятые в прошлом году федеральные законы о стратегическом планировании, о программах комплексного развития транспортной инфраструктуры, которые должны обеспечить исполнение принятых стратегий и генпланов поселений и городских округов.
Однако законодатели, к сожалению, разрешают устанавливать слишком большие сроки нашей исполнительной власти для принятия подзаконных актов и внедрения механизмов реализации принимаемых законов. А этого в сегодняшней ситуации делать нельзя. Например, на разработку и принятие требуемых регламентов стратегического планирования полностью отведен не только этот год, но и даже часть следующего. До 31 декабря 2015 года правительство РФ должно установить требования к программам комплексного развития, и только потом мы определим, какие федеральные органы исполнительной власти будут отвечать за разработку и утверждение этих комплексных программ.
Сегодня прежде всего необходимо резко повысить производительность труда чиновников по всем направлениям и уровням власти для обеспечения эффективного государственного управления. Мы говорим: "умный город", "умный дом", а хочется говорить: "эффективная власть", "эффективный город", "эффективный дом", "эффективная среда жизнедеятельности", приносящие успех, стабильность и уверенность в будущем.
В марте этого года Комитет Госдумы по земельным отношениям и строительству планирует провести ряд мероприятий, посвященных десятилетию Градостроительного кодекса РФ. Очень надеюсь на активность профессиональной общественности, чтобы внести дополнительные поправки в этот базовый закон, гарантирующие стабильное социально-экономическое развитие градостроительной отрасли.