В Европе бесплатно и быстро гарантирован только доступ к базовым медицинским услугам в случае острого состояния. В других ситуациях для получения бесплатного лечения необходимо пройти несколько ступеней специалистов, на каждой из которых пациенты вынуждены стоять в длинных очередях: сначала к семейному врачу, затем к специалисту, который направит на анализы и исследования (выполнение которых приходится ждать порой по несколько месяцев). Неудивительно, что европейцы давно перешли на добровольное страхование, которое открывает доступ к широкому перечню медицинских услуг в любое время и без очередей. Обслуживание граждан происходит по страховым программам, которые приобретаются либо за счет корпораций, либо индивидуально.
Коренное отличие российской системы ОМС от западных систем социального медицинского страхования - несоответствие объемов государственных гарантий и финансовых средств для их обеспечения. В нашей стране в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) пациенту предоставляется, пожалуй, самый широкий спектр услуг по сравнению с западными странами. И все это исключительно за счет финансовых средств из территориальных и федеральных фондов, источниками пополнения которых являются различные налоги, прежде всего - единый социальный налог. Кроме того, частично отчисляются в фонды и деньги из бюджета.
Государство ежегодно включает в перечень новые услуги. Например, с 1 января 2014 года было добавлено 459 видов высокотехнологичной медпомощи в области эндокринологии, неонатологии, кардиологии и других. А в 2015 году предполагается включить в полис ОМС оставшиеся 1007 методов лечения.
Особенность российской системы социального страхования в том, что подавляющее число ЛПУ, включенных в систему ОМС, находятся в муниципальной или федеральной собственности. Территориальные фонды ОМС связаны с региональными властями, которые, в свою очередь, утверждают ежегодный бюджет ТФ ОМС и тарифы ОМС. В этой схеме страховая компания, по сути, играет роль операторов денежных потоков, направление которых определяет не конкуренция, а политика региональных властей в области здравоохранения. Согласно Федеральному закону N 326-ФЗ, к медицинским организациям в сфере ОМС могут относиться учреждения любой организационно-правовой формы, в том числе индивидуальные предприниматели, занимающиеся медицинской практикой. Такие организации должны иметь право на осуществление медицинской деятельности и быть включены в соответствующий реестр. При этом законом устанавливается, по сути, уведомительный порядок включения медорганизаций в программу ОМС.
Сейчас присоединение коммерческих клиник носит частный характер, но не стоит недооценивать перспективы, которые открывает для бизнеса ФЗ. В целом есть два варианта развития рынка в этом случае. В первом варианте, если в программу ОМС вступят клиники с высоким уровнем сервиса, это существенно скажется на падении рынка ДМС. Во втором варианте, если в систему попадут только клиники с небольшим прайс-листом и, следовательно, более низким уровнем сервиса, а более дорогие и качественные останутся доступны только владельцам полиса ДМС, это приведет к элитарности ДМС и удорожанию стоимости пакета услуг. Второй вариант развития является более вероятным, ведь, если государство не повысит тарифы для медучреждений, клиникам будет просто невыгодно оказывать услуги по ОМС. Также существует вероятность, что при обращении в частные клиники пациентам станут навязывать покупку доп. услуг, не включенных в ОМС, чтобы компенсировать затраты на оказание обязательной помощи. Помимо этого, при увеличении нагрузки на частные клиники может резко упасть уровень сервиса, так как медперсонал работает не сдельно, а на окладе, и "наплыв" пациентов приведет к большей загруженности врачей и, как результат, менее внимательным приемам.
Альтернативной может стать система, объединяющая элементы ДМС и ОМС, в которой функции и нагрузки каждой четко разделены. Эта система уже успела себя зарекомендовать во многих развитых странах. Первое, что необходимо сделать, - это прекратить деление медицинских учреждений на "платные" и "бесплатные" и обеспечить им доступ к средствам ОМС. Тарифы ОМС необходимо повышать, так как на сегодняшний день существующие тарифы ОМС очень низкие и порой даже недотягивают до себестоимости услуг (во многом из-за того, что некоторые расходы ЛУ, такие как коммунальные платежи, содержание зданий, амортизация оборудования, финансируются из бюджета и в тариф ОМС не включены). Повысить тарифы можно за счет дополнительных отчислений в ФОМС, которые лягут на работающее население, дополнительно к отчислениям работодателя. К примеру, в Германии, где одна из лучших систем соцстрахования, работник и работодатель производят равный процент отчислений. При более высоких тарифах ОМС частным клиникам, ориентированным на потребителей среднего достатка, будет выгодно подключаться к системе ОМС.
Безусловно, более элитные ЛУ также необходимо привлекать в систему. Они могут восполнять разницу между тарифом ОМС и себестоимостью услуг из системы ДМС, которая также выиграет от софинансирования. Так как стоимость полиса ДМС снизится на размер возмещения из ОМС, работодателям станет выгоднее их приобретать.
Радмила Саркисян, руководитель международных проектов медико-сервисной службы AP Companies