В Крыму пересчитают пассажиров-льготников, чтобы оплатить их проезд

Полутора миллиардов рублей, предусмотренных в 2015 году в бюджете Республики Крым для оплаты расходов транспортников на перевозку льготников, должно с лихвой хватить всем участникам рынка пассажирских перевозок. Но прежде чем заплатить деньги из казны, муниципалитеты пересчитают льготников на каждом маршруте и учтут доходы автопредприятий.

За редиской и молоком

Привычная картина для многих крымских городов: водитель автобуса категорически отказывается везти больше двух льготников, оправдывая это необходимостью зарабатывать, а не катать "бесплатных пассажиров", компенсации за которых от бюджета не дождешься.

- В Симферополе за один рейс автобус перевозит в среднем пять льготников, то есть 50-60 человек в день, - объяснил руководитель автопредприятия Александр Зобков. - Это 500-600 рублей недополученных средств при средней выручке с машины 1,8-2 тысячи в день. Естественно, водители недовольны.

Еще сложнее ситуация на пригородных маршрутах.

- Селяне коров утром подоили и везут молоко в город, а в полдень возвращаются назад, - продолжает он. - Весной за овощами народ ездит в соседнее село, потому что проезд бесплатный. На дневных рейсах до 60 процентов пенсионеров и льготников.

Заработать удается только утром, когда на работу в столицу спешат жители пригорода. Но их перехватывают нелегалы: подъезжает на остановку комфортабельный микроавтобус без опознавательных знаков, загружается платежеспособными пассажирами, а льготников оставляет своим законопослушным конкурентам. Никакой контролер его на трассе не остановит, а если остановит - ответ прост: везу родственников и знакомых. Каждый десятый перевозчик, как правило, нелегал.

13-процентная благодарность

Никто из перевозчиков не возмущался бы, получай они в полном объеме бюджетную компенсацию за провоз льготников. Но все предыдущие годы она покрывала реальные затраты лишь на 10-15 процентов. Транспортники обвиняли чиновников в "откатных схемах" (кто отблагодарит, тот и получит возмещение из бюджета), а чиновники винили транспортников в искусственном завышении числа перевезенных льготников.

В прошлом году бюджет компенсировал бесплатный проезд льготников тоже по минимуму: 220 миллионов гривен на все виды перевозок - городские, пригородные, междугородние и всеми видами транспорта. Это лишь на 13 процентов покрыло потребности автоперевозчиков и на 30 процентов - Крымской железной дороги.

- С января по май за провоз льготников мы не получали ни копейки, а затем выплаты начались, но бюджетные средства закончились еще в начале осени. То есть до конца 2014-го и в январе 2015-го опять возили пассажиров за свой счет, - рассказала Вера Чернухина, руководитель Джанкойского АТП N 1206. - Причем раньше мы возили льготников по талончикам и точно знали, кто и на каком основании проехал. Теперь талоны отменили, и люди предъявляют свои удостоверения. Но водитель не в состоянии определить, пользуется человек льготой законно или нет.

В результате с 1 января 2015 года, по информации министра транспорта РК Анатолия Цуркина, часть автопредприятий отказалась перевозить льготников.

Пассажиров посчитают

Финансовый вопрос решили, заложив в бюджет-2015 на компенсацию провоза льготников невиданную ранее сумму - 1,5 миллиарда рублей. Однако нажиться на бюджете не получится, потому что минтранспорта и минсозащиты РК разработали новый механизм расчета выплаты.

Раньше, чтобы получить компенсацию из бюджета, каждый водитель автобуса должен был записывать фамилию и номер удостоверения льготника, которого он перевозит.

- Естественно, этого никто никогда не делал, - рассказала замминистра труда и соцзащиты РК Ирина Кручек. - Тем не менее в управления соцзащиты они приносили поименные списки пассажиров, неизвестно откуда взявшиеся.

Эти списки чиновники тщательно проверяли, потому что каждое управление рассчитывалось только за "своих" льготников, проживающих на его территории. А если в симферопольских списках, к примеру, оказывался житель Феодосии, получать компенсацию за его провоз перевозчик должен в управлении этого приморского города.

- Мы давно хотели отойти от этой запутанной и сложной схемы, - продолжает она. - С 2015 года от подачи списков отказались, а для расчета размера компенсации будем использовать специальную формулу, которую вывели совместно с минтрансом РК. Будут учтены выручка предприятия и специальный коэффициент - соотношение количества бесплатно и платно провезенных пассажиров.

Сейчас перевозчики заключают договоры с муниципальными управлениями соцзащиты. Затем в каждом районе создадут комиссию из муниципальных чиновников и общественников, которые выйдут на маршруты и посчитают пассажиров.

- Чтобы коэффициент отражал реальную ситуацию в том или ином населенном пункте, муниципалитеты должны будут самостоятельно решить, на каких маршрутах и сколько дней в месяце вести подсчет, - объяснила Ирина Кручек. - Результаты для каждого населенного пункта и района будут свои.

- Коэффициенты при этом могут отличаться даже в масштабах одного города, потому что на одном маршруте льготников больше, чем на другом. Различными они будут и для разных видов общественного транспорта: для автобусов - один, а для трамваев и троллейбусов в том же городе совсем другой.

Сумма компенсации будет зависеть не только от количества перевезенных льготников, но и от полученных предприятием доходов. Чем больше выручка - тем солиднее компенсация. Таким образом, автопредприятиям дадут стимул вывести свои доходы из тени.

Наличные за билет

На льготниках новая формула никак не отразится: как и прежде, надо предъявить удостоверение водителю и ехать.

- Мы всегда считали, что льготы нужно монетизировать, - продолжает Ирина Кручек. - Но из опыта других субъектов РФ поняли, что монетизация почти нигде не предполагает выдачу наличных. Льготники получают проездные билеты на определенное количество поездок. В Краснодарском крае, например, их семь, где-то больше, а в среднем по России - 25 поездок в месяц.

Единственная льгота, которую в нынешнем году решили перевести в денежный формат - это проезд ветеранов на междугородних маршрутах один раз в год.

- Многие перевозчики заслуживают слов благодарности за то, что, например, из Симферополя в Алушту и Ялту возили льготников столько раз, сколько те захотят, хотя бюджет с ними за это ни разу не рассчитался. Но льгота распространяется только на пригородные маршруты до 50 километров, а поездки из Симферополя в Алушту или Ялту - уже междугородние, то есть совершить их бесплатно можно раз в год.

Для этого льготник должен будет приобрести билет за полную стоимость, а после поездки сдать его в органы соцзащиты для получения компенсации.

Комментарий

Сергей Аксенов, глава Республики Крым:

- На проезд льготников в нынешнем году выделены огромные деньги. Хочу напомнить, что на Украине перевозчики фактически никогда не получали компенсацию. В бюджет страны закладывалась сумма, эквивалентная 200 миллионам гривен, а выплачивались из нее четыре-пять процентов. Сейчас нас поддержало федеральное правительство, и средства на компенсацию заложены в полном объеме. Просим принять это во внимание предпринимателей, работающих в сфере пассажирских перевозок. Пока просим. Если они нас не услышат и продолжат высаживать льготников, будем принимать к ним жесткие административные меры.