Водителей грузовиков будут штрафовать за отсутствие тахографов
В соответствии с приказом министерства транспорта России №273 с апреля этого года обязательному оснащению устройствами контроля подлежат все грузовики от 3,5 до 12 тонн. Этот приказ появился не на пустом месте. Он был разработан в рамках требований регламента о безопасности дорожного движения таможенного союза. Требования этого регламента вводились постепенно. Сначала тахографами оборудовались автобусы и грузовики, перевозящие опасные грузы, потом они начали устанавливаться на все фуры. А сейчас эта норма распространится на все грузовики, кроме тех, максимальная масса которых не превышает 3,5 тонны.
По данным ГИБДД, с января по октябрь прошлого года по статье 11.23 Кодекса об административных правонарушениях, которая предусматривает ответственность до 3 тысяч рублей на водителя и до 10 тысяч на должностное лицо, было возбуждено более 170 тысяч дел. Из них 68 процентов - за отсутствие тахографа вообще, 16 процентов - за управление машиной с неработающим устройством, 14 процентов - за нарушение правил пользования устройством, а два процента - за использование тахографа, не соответствующего требованиям.
- Требования к оборудованию грузового и пассажирского транспорта тахографами вводятся прежде всего для того, чтобы обезопасить самих водителей, - отметил заместитель начальника отдела технического надзора ГУ МВД ОБДД Сергей Чипурин. - Ни для кого не секрет, что некоторые предприниматели вынуждают своих служащих работать сверх меры. А ведь уставший водитель грузовика или автобуса представляет немалую опасность на дороге. Тахографы позволяют сотрудникам ГИБДД контролировать работу водителей. Отсутствие данного прибора или манипуляции с его показаниями - это грубые нарушения, которые должны строго наказываться.
Манипуляции легко выявляются при проверке. Кстати, информация, которую фиксирует устройство, хранится в памяти тахографа не менее 365 дней. А попытки фальсификации данных могут расцениваться как мошенничество и квалифицироваться в соответствии со статьей 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
На данный момент разрешено устанавливать только цифровые тахографы двух видов: тахографы с блоком СКЗИ - средством криптографической защиты информации - для "внутреннего пользования". Также на них могут устанавливаться устройства европейского стандарта (ЕСТР), которые используются на машинах, осуществляющих международные перевозки.
Средняя стоимость тахографа 40 тысяч рублей, - рассказывает представитель одной из крупнейших автотранспортных компаний Армен Хачатрян. - Всего пять штрафов уже составляют стоимость тахографа. У предприятий, что занимаются грузоперевозками далеко не одна машина, а значит штрафы могут влететь в копеечку. Куда проще сразу установить прибор, чем после платить и за установку, и за штрафы. Тем более, что современные тахографы приносят немалую пользу - можно всегда узнать, где сейчас твой подчиненный и занят ли он работой.
Многое в системе тахографии в России предстоит совершенствовать, - отметил заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов. По его словам, на данный момент существует огромный серый рынок ввозимых в страну старых тахографов, поэтому необходимо как можно скорее осуществить переход к единому стандарту оборудования. Таким образом, все перевозчики будут поставлены в равные условия, что, в свою очередь, положительно повлияет на экономическую среду.
По словам представителя Росавтодора Вячеслава Максимычева правильная работа прибора зависит не только от производителя, но и от мастерской. Немаловажно для собственника следить за подключением тахографа к автомобилю. Следует быть бдительным, поскольку пока не предусмотрено процедур контроля деятельности мастерских и многие пытаются этим воспользоваться. Некоторые организации предлагают установить модель подешевле. Однако они не предупреждают клиента, что данная модель устарела и больше не соответствует требованиям, а значит при первой же проверке выпишут штраф.