Сергей Женовач вослед за своим учителем Петром Фоменко создал целое явление - театр прочитывания, театр, в котором сама процедура перевода прозы в сценическую трехмерность становится художественно значимым событием.
Прозу в русском театре ставили с того самого момента, как родилось искусство режиссуры. Уже в 1911 году Немирович-Данченко инсценировал и поставил "Бесов", и этот спектакль разорвался как бомба в тревожной атмосфере эпохи.
Но, кажется, только к концу ХХ века прозу стали осознавать и ставить именно как рассказывание, не превращая ее в пьесу или инсценировку, но открывая ее именно как чужое, чуждое театру явление. Кама Гинкас и Петр Фоменко постепенно приучали зрителей к тому, что со сцены звучит весь прозаический поток, а не одни только "реплики", диалоги и монологи персонажей.
Еще будучи студентом ГИТИСа Сергей Женовач поставил свой первый "роман". Это были "Шум и ярость" Фолкнера, и замиравшие от особой тишины этого спектакля зрители терялись в языке, но постепенно учились различать в игре актеров их героев и само повествование. Женовач, кажется, уже там раздвигал границы привычного спектакля этим смятенным, все размывающим потоком прозы.
Когда же он возглавил Театр на Малой Бронной, то предпринял там уникальный по тем временам эксперимент - поставил весь роман Достоевского "Идиот" почти полностью, без купюр. Трудно забыть, как Сергей Тарамаев, игравший князя Мышкина, существовал на границах между персонажем и его описанием.
В созданной 10 лет назад "Студии театрального искусства" зажили необычайной жизнью герои романа Достоевского "Братья Карамазовы", но только те, что связаны с историей и смертью Илюшечки. А потом возник спектакль по "Битве жизни" Диккенса, и вовсе похожий на чтение книги у камина. И уже не только актеры, но и зрители теряли границу между литературой и театром, между рассказом и игрой, между существованием "здесь и сейчас" и отстраняющей дистанцией нарратива.
Этот принцип открытой игры с прозой, с литературным произведением, приобретенный в школе Петра Наумовича Фоменко, Женовач довел до качества стиля. А в чеховском рассказе "Три года" или в "Реке Потудань" Андрея Платонова из ткани прозы на наших глазах уплотняется, творится персонаж и вновь уходит в темный, густой поток языка, растворяющего истории, судьбы и дарящего чистое наслаждение. И потом - вновь загустевает до человеческой боли. Изысканным мастерством перемещения из прозы в театр и обратно так виртуозно владеют, пожалуй, только у Сергея Женовача.
А сам он, словно не замечая, создает новую театральную реальность, когда проза, не становясь драмой, превращается в театр.
Сергей Васильевич Женовач родился 15 мая 1957 года в Потсдаме (Германия) в семье офицера-военнослужащего. К окончанию школы семья оказалась в Краснодаре, где Сергей Женовач учился в Институте культуры. Руководил Краснодарским молодежным любительским театром. В 1983 году поступил на режиссерский факультет ГИТИСа (ныне - РАТИ) на курс П. Н. Фоменко. После окончания вуза прошел ассистентуру-стажировку и начал педагогическую деятельность на кафедре режиссуры в мастерской Фоменко. За время преподавания Женовач поставил спектакли по произведениям Гоголя, Фолкнера, Шекспира, Островского. С артистами московского театра "Мастерская П. Н. Фоменко" выпустил спектакль по пьесе Тургенева "Месяц в деревне". С 1988 по 1991 гг. - режиссер в театре-студии "Человек". С 1991 по 1998 гг. работал в Театре на Малой Бронной (с 1996 года - как главный режиссер). Театральная трилогия по роману Достоевского "Идиот" - "Бесстыжая", "Рыцарь бедный", "Русский свет" - в 1995 году была отмечена национальной театральной премией "Золотая маска".
В 1994, 1996 и 1997 гг. Женовач готовит спектакли в Норвегии по пьесам Чехова, Ибсена, Шекспира. В 2000 году в Малом театре режиссер поставил комедию Грибоедова "Горе от ума", а в 2002 году там же выпустил спектакль по пьесе Островского "Правда - хорошо, а счастье лучше". В 2004 году состоялась премьера спектакля "Белая гвардия" в МХТ им. А. П. Чехова. С 2001 года по настоящее время Женовач - художественный руководитель мастерской совместного обучения режиссеров и актеров на кафедре режиссуры РАТИ. Со своими студентами выпустил спектакль "Мальчики" по 9-ти главам романа Достоевского "Братья Карамазовы", за который был награжден премией "Хрустальная Турандот". В 2005-м в Малом театре состоялась премьера спектакля "Мнимый больной" по Мольеру - и снова премия "Золотая Маска". В мае 2006 года на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда состоялась первая премьера "Студии театрального искусства" - спектакль "Захудалый род" по роману Лескова.
Спектакли Женовача по Гоголю и Лескову, "Битва жизни" по повести Диккенса, "Река Потудань" по рассказу Андрея Платонова, "Три года" и "Записные книжки" по произведениям Чехова, "Брат Иван Федорович" по одной из частей романа Достоевского "Братья Карамазовы", "Записки покойника" по "Тетральному роману" Михаила Булгакова, "Москва-Петушки" по поэме Венедикта Ерофеева - таков базовый литературный репертуар "Студии театрального искусства".
1998 - филологу Владимиру Николаевичу ТОПОРОВУ
1999 - поэту Инне ЛИСНЯНСКОЙ
2000 - писателю Валентину РАСПУТИНУ
2001 - писателям Константину ВОРОБЬЕВУ /посмертно/ и Евгению НОСОВУ
2002 - писателю Леониду БОРОДИНУ и философу Александру ПАНАРИНУ
2003 - поэтам Ольге СЕДАКОВОЙ и Юрию КУБЛАНОВСКОМУ
2004 - режиссеру Владимиру БОРТКО и артисту Евгению МИРОНОВУ
2005 - литературоведу Игорю ЗОЛОТУССКОМУ
2006 - писателю Алексею ВАРЛАМОВУ
2007 - в юбилейное 10-летие были присуждены две премии:/ литературоведу Сергею БОЧАРОВУ и языковеду Андрею ЗАЛИЗНЯКУ
2008 - писателю Борису Петровичу ЕКИМОВУ
2009 - писателю Виктору Петровичу АСТАФЬЕВУ /посмертно/
2010 - археологу Валентину Лаврентьевичу ЯНИНУ
2011 - литературоведу Елене Цезаревне ЧУКОВСКОЙ
2012 - писателю Олегу Олеговичу ПАВЛОВУ
2013 - поэту, переводчику, издателю Максиму АМЕЛИНУ
2014 - литературоведу Ирине РОДНЯНСКОЙ