Если раньше мне отказ от мяса легко давался (какая женщина не садилась на диету!), то сейчас это превратилось в испытание. К примеру, иду на работу, вроде после завтрака, сытая, а мне везде ветчина мерещится: сочная, с прожилками сальца и желе, с легким ароматом копчености, со слезой на срезе... Как наваждение! А то вдруг начинает казаться, что все вокруг - в магазинах, в кафе, даже на остановке, только и делают, что, как нарочно, извините, жрут: мясо в лаваше, куры гриль, беляши... Нет, не подумайте, что я зациклена на еде! В том-то и дело, что диета дается мне без напряга, а пост - как битва. Или возьмем секс. Муж мой пост не держит, но человек он тактичный, понимающий: раз нельзя, так нельзя - не в пост, а когда болезнь или беременность, или сразу после родов. А тут на него такое находит - удержу нет! Советовалась с батюшкой в храме, он вспомнил слова из Священного писания про то, что надо снисходить к немощи ближнего. Снисхожу. Но непонятно и удивительно, что за блажь мужа охватывает!
Про работу вообще молчу! Работаю я преподавателем в вузе, всегда считала себя человеком сдержанным. А сейчас, стыдно признаться, раздражаюсь, злюсь, ору по пустякам, язвительной стала. Тут пришли задолжники хвосты сдавать, а меня мысль одна одолела, думаю: "Я на вас, бездельников, время трачу за копейки, могли б и принести что-то!" Не моя мысль, клянусь! У нас в прошлом году коллегу за взятку в восемь тысяч взяли! Еще легко отделался: штраф и отстранение на год от преподавания. Все об этом знают, всех в деканате предупреждают, и тут мне вдруг такая подлая мыслишка в голову приходит - засела и сверлит. Даже подсчитывать стала: с двух потоков да с пяти групп - это ж сколько будет! Еле опомнилась! И ведь никогда со мной подобного не случалось, даже страшно стало! Что ж за наваждение такое?"
Марина Ивановна
Марина Ивановна, здравствуйте! То, что с вами (и не только с вами!) происходит, точнее назвать "искушения". Искушения Великого поста. Пост - это наш порыв к Богу, через тину дней - к Нему. И есть сила, которой эти наши усилия, наши устремления неугодны. Вот и искушает она нас - предложениями греха. Соблазном отклонения от выбранного пути. Искушения - это своего рода испытания, проверка нас опасной, сложной, соблазнительной ситуацией, выявление в нас действительных внутренних склонностей и качеств. Но их не стоит бояться.
Великий русский святой Феофан Затворник, двухсотлетие которого мы отмечаем в этом году, так раскрывал духовную природу искушений. Когда по Крещению Господа на Него снизошел Святой Дух, после того Иисус низводится в пустыню - во искушение. "Таков и общий всем путь", общая закономерность, учит святитель. И напоминает слова другого святого - Исаака Сирина, который замечает: как скоро человек получает Благодать, этот удивительный дар от Господа, тут же жди искушения. Искушения прикрывают светлость благодати от собственных глаз человека, ведь всем нам свойственно самомнение, самовозношение, перечеркивающие, съедающие всякое добро, всякий дар Божий.
Искушения эти, объясняет дальше святитель, бывают и внешние - скорби, унижения; и внутренние - страстные помышления, которые нарочно спускаются, как звери с цепей. "Сколько поэтому нужно внимать себе и строго разбирать бывающее с нами и в нас, чтобы видеть, почему оно так есть и к чему нас обязывает". Но "близость искушения призывает и обязывает к мужеству в борьбе и никак не может послужить оправданием тому, кто бы чрез послабление себе поддался увлечению искушений".
Марина Ивановна, пройти пост, опираясь только на свои силы, невозможно. А значит, начинать пост надо с прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения благословите?" - в еде, в супружеских отношениях, в молитве: у каждого своя мера, и брать надо по силам. Ведь почему, говоря про пост, ограничениям в пище уделяется столько внимания? Почему вспоминают про ограничения в супружеских отношениях? При любом телесном воздержании наше тело - "завеса нашей плоти", отделяющая нас от невидимого мира, утоньшается, мы становимся более восприимчивыми к духовному миру. То есть воздержание - пищевое ли, телесное - только средство. И оно может стать вредным и даже опасным, если существует само по себе. Если сердце не очищается исповедью, не обращено к Господу постоянной молитвой, не участвует в Таинстве Причастия, не погружено в молитвенный настрой церковных богослужений, не готово отзывчиво откликаться на добрые дела, то при соприкосновении с этим невидимым миром оно оказывается незащищенным перед темными силами. "Если тело будет истончено постом, а душа не возделывается молитвой, чтением, смиренномудрием, тогда пост порождает многочисленные плевелы - душевные страсти высокоумия, тщеславия, презрения", - писал святитель Игнатий Брянчанинов. Поэтому начинаем с молитвы. Молиться в пост надо особенно усердно, стараясь не пропускать утреннего и вечернего правила. Священники советуют расширить ежедневный круг молитв за счет псалмов, домашнего разбора текстов богослужения на русском языке - чтобы лучше понимать, что происходит в храме, с изучения великопостной молитвы свт. Ефрема Сирина. Для того чтобы настроить свое сердце на покаяние, нужно посетить хотя бы одну вечернюю службу, на которой читается Великий покаянный канон Андрея Критского (с понедельника по четверг 1-й недели Великого поста и в среду на 5-й - 25 марта, т.н. "Мариино стояние"). Постарайтесь принимать Таинство Причастия чаще: в пост обостряется духовная брань - невидимая борьба с нападками бесов, стремящихся помешать нашим усилиям, и без благодатной помощи Таинства нам с этим не справиться. Поклонитесь Кресту Господню в Крестопоклонную неделю 15 марта, посетите храм в пятницу вечером 27 марта, когда в храмах читается Акафист "Похвала Пресвятой Богородице". Найдите время помолиться за Литургией Преждеосвященных Даров (в пост она совершается по средам и пятницам). Особое внимание - богослужениям Страстной недели. Это и проложит вам путь к встрече Воскресения Христова, станет основой поста.
"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною", - вспоминает слова Христа Феофан Затворник и продолжает: - За Господом, пронесшим Крест на Голгофу, нельзя идти без креста, и все идущие за Ним непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и скорби, налегающие и извне, и изнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так сросся с христианином, что где христианин, там и этот крест, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу истинному христианину. Задача его - очистить себя и исправить. Он как больной, которому нужны то прижигания, то отрезания, а как это может быть без боли? Он хочет вырваться из плена сильного врага, а как это может быть без борьбы и ран? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай".
Молитва св. Ефрема Сирина
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.