Музеи (и культура вообще) сегодня в очень уязвимом состоянии?
Михаил Пиотровский: Страшные события в Мосуле показали, насколько важными символами состояния общества являются музеи. Музейные экспонаты уничтожались там, как "идолы". Как не менее важные, чем живые люди, противники фанатизма. Музеи вещь символичная и хрупкая. Их надо беречь, чтобы не потерять не только ценности, но и духовные ориентиры.
Отдельной темой круглого стола станет состояние "крымских музеев". Есть серьезные проблемы в Херсонесе, Бахчисарае, Красноперекопске - на музеи давят и бесцеремонно поставленные туристические задачи, и неаккуратная кадровая политика?
Михаил Пиотровский: Музей - это организм. Организм - хрупкий. Его можно загубить - неосторожными действиями, попытками привить, трансплантировать ему чужеродные элементы. Усилиями придать ему гипертрофированные новые функции. Мы говорим об этом в музейном сообществе и в связи с Бахчисараем, и в связи с Херсонесом, и в связи с рязанским Кремлем. И в связи со многими другими музеями России, в частности в контексте попыток подчинить музеи интересам туристской индустрии (а не наоборот, что было бы вернее).
Все это мы как раз будем обсуждать сегодня на "круглом столе" в Общественной палате, а затем, в апреле вернемся к этой теме на заседании президиума Союза музеев в Новгороде. Сегодня у нас предполагается и "крымский сюжет". Будут выступать члены Общественной палаты, которые были в Крыму, занимались этими проблемами и хорошо знают ситуацию. Так что там будет много сказано, например, про Херсонес.
В эти дни в Голландии как раз рассматривается вопрос о возвращении "скифского золота" - экспонатов из крымских музеев, собранных на выставку в этой стране...
Михаил Пиотровский: Что касается "скифского золота", то прежде всего еще раз напомню, это важно: речь идет ни о каком не о золоте, а о самых разнообразных археологических памятниках из крымских музеев, найденных в Крыму. Сохранение высокого статуса этих музеев - важный фактор в той юридической дискуссии, которая разгорается вокруг возвращения коллекций. Ну а моральная позиция давно ясна - вещи должны вернуться туда, где они были. То есть в крымские музеи.