По его словам, сегодня под прицелом мошенников, которые называют себя "финансовыми агентами", находятся граждане, должники банков и микрофинансовых организаций. Им предлагают услуги либо по рефинансированию просроченных кредитов, либо по софинансированию. Подобные "финансовые агенты", рассказывают в ЦБ, утверждают, что организуют инвестпроекты, приносящие достаточный для погашения кредита доход. Заключая договор, они обязуются погасить задолженность физического лица по кредиту перед банком или МФО. Взамен клиент передает агенту деньги в объеме 20-35% от общей суммы долга. Эти средства проходят в договоре как плата за услуги агента.
После этого "финансовый агент", как правило, производит несколько платежей в счет погашения долга для демонстрации "добросовестного" выполнения своих обязательств и привлечения новых клиентов. А затем исчезает, оставляя заемщика с непогашенной задолженностью.
Еще одна схожая схема, которую описывает ЦБ, называется "Раздолжнитель". Как правило, основным условием предоставления такой услуги является выплата заемщиком организации вознаграждения в процентах от своего долга перед банком. За 25-30 процентов от суммы кредита, внесенных на счет организации, должникам предлагают заключить договор софинансирования. В результате возвращать долг банку не нужно. На самом деле юридически перевод долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора. А в описанной схеме банки вообще не знают о том, что происходит с их заемщиками.
Опасаться стоит и организаций, использующих массированную рекламу в Интернете.
Особенно - с обещаниями слишком высокой доходности. Так, по данным ЦБ, сейчас активизировалась агрессивная реклама интернет-сайтов "финансовых проектов", работающих под наименованием "МММ".
Интернет действительно пестрит объявлениями типа "Деньги, ко мне!", "Как, вложив 10 рублей, заработать миллион за неделю?". В группе риска - должники, школьники, студенты, женщины в декрете, пенсионеры, неопытные пользователи, офисные работники с невысокими доходами и низким уровнем финансовой грамотности. Пирамиды, как правило, построены на принципах, когда доход одного участника формируется за счет вложений новых привлекаемых им участников, уточнил сотрудник ЦБ.
В Банке России рекомендуют гражданам проявлять "осмотрительность и воздержание от заключения договоров с сомнительными компаниями".
По мнению экспертов, в кризис, когда риски появления финансовых пирамид растут, ЦБ не должен ограничиваться разовыми предупреждениями, а систематизировать конкретные схемы "развода" граждан, возникающие в разных регионах страны. "Меняется сам подход, мегарегулятор всерьез повышает финансовую грамотность сограждан", - говорит партнер "ФинЭкспертизы" Наталья Борзова. По ее словам, вовсе не обязательно считать пирамидами компании, предлагающие содействие в погашении кредитов или привлекающие средства граждан. Нужно смотреть, на чем строится их бизнес, под какие проценты привлекают деньги, на какое время растягивают долги", - говорит эксперт.
В то же время, обращает внимание Борзова, сейчас возрастает опасность "слива" информации недобросовестными сотрудниками банков или коллекторских агентств о заемщиках, попавших в трудную ситуацию. Базами таких персональных данных пользуются мошенники, рассылая по мобильным телефонам или на электронную почту заранее намеченных жертв предложения о мгновенных заработках или кредитах. "Предложения падают на подготовленную почву, люди уже оказавшиеся в кредитной кабале, увязают в ней глубже", - предупреждает Наталья Борзова. По ее мнению, такого рода финансовых "трясин" все больше, и все они должны быть не только учтены ЦБ, о них должны широко оповещаться граждане.
Руководитель проектов Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Ирина Лобанова также за то, чтобы роль ЦБ в предупреждении опасных схем возрастала. И предлагает создать на сайте мегарегулятора специальный раздел, где бы концентрировались данные о сайтах, предлагающих быстрые и сомнительные пирамидальные заработки онлайн.
1. На предложения по доходности привлекаемых средств - если процент значительно превышает среднее предложение на рынке, то вероятность потери таких инвестиций высока.
2. На отсутствие явных признаков экономической деятельности организации. Например, ее реклама обещает высокие проценты в короткий промежуток времени за счет инвестирования в высокодоходные инструменты фондового рынка. Но выясняется, что в действительности организация не торгует на бирже, а выплата обещанных процентов идет за счет привлечения денег новых участников.
3. На отсутствие лицензии ЦБ на осуществление деятельности по привлечению денежных средств населения.
4. На гарантирование доходности, что запрещено на рынке ценных бумаг.
5. На массированную рекламу в СМИ и Интернете с обещанием высокой доходности и отсутствие какой-либо информации о финансовом положении организации.