Британские СМИ в среду со ссылкой на отчет управления гражданской авиации Ирландии сообщили, что график двух пассажирских рейсов, вылетавших из Дублина, был изменен в связи с пролетом российских бомбардировщиков вблизи воздушного пространства страны. Одному из гражданских авиарейсов якобы пришлось выполнить полет по ранее незапланированному маршруту, а вылет второго рейса был задержан.
Как следует из заявления ирландских авиадиспетчеров, российские бомбардировщики Ту-95 летели с выключенными транспондерами - устройствами, которые позволяют определить воздушное судно на радарах.
Инцидент произошел в феврале, однако его дата не уточняется. Предположительно, речь идет о 18 февраля, когда Великобритания подняла в воздух истребители из-за пролета военных самолетов РФ близ берегов полуострова Корнуолл на юго-западе Англии.
Министр обороны Ирландии Саймон Ковени признался, что был "не рад тому факту, что Россия не предупредила Дублин о полете своих бомбардировщиков".
По данным российского военного ведомства, в феврале стратегические бомбардировщики Ту-95МС отрабатывали задачи над Баренцевым и Норвежским морями, а также над северо-восточной частью Атлантики. В том числе, они осуществляли дозаправку в воздухе.
Отметим, что это далеко уже не первый раз, когда пролет российских бомбардировщиков вызывает истерию в европейской прессе. В прошлом году подобными публикациями отличилась голландская пресса.
Летом прошлого года наши Ту-95 также напугали японцев. А в конце прошлого года министр обороны Швеции Петер Хульквист рассказал об инциденте, который якобы имел место в небе над Балтийским морем 12 декабря. Он заявил, что российский самолет-разведчик едва не столкнулся с пассажирским лайнером к югу от шведского побережья. По его словам, пилоту шведского истребителя, патрулировавшего территорию над Балтикой, удалось идентифицировать национальную принадлежность самолета.
Российские военные уже, похоже, перестали обращать внимание на неадекватную реакцию иностранных коллег.
Ранее в Минобороны РФ, комментируя подобные инциденты, не раз заявляли, что стратегические бомбардировщики осуществляли плановые полеты над нейтральными водами и нарушения государственных границ не было.
"Есть коридоры военные, есть гражданские. Между ними - большие расстояния, и они не пересекаются. Поэтому создать какую-либо опасную ситуацию для гражданской авиации практически невозможно. Так что все эти заявления наших западных партнеров беспочвенны", - прокомментировал претензии ирландцев информагентству НСН летчик-испытатель, майор ВВС Андрей Красноперов.
Что касается выключенного транспондера - системы идентификации "свой-чужой", то, по словам эксперта, это право летчика - выключать их, или нет. "И это вовсе не означает, что самолет становится невидимым - все самолеты сделаны из металла и проявляются на радарах, - указал специалист. - Просто европейцев, наверное, нервирует сам факт сокрытия типа самолета и его принадлежность. В то же время, иностранные военные знают о нем все, что им нужно. К нему может подлететь дежурный - измерить уровень радиации, чтобы понять, есть ли на борту ядерное оружие, проследить путь следования и т.д.".
Эксперты отмечают, что полеты дальней авиации - это уже давно общемировая практика взаимоотношений военных разных государств, а подобная истерика вызвана нынешней международной обстановкой.
Добавим, что во вторник министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что подобные полеты российских стратегических бомбардировщиков носят регулярный характер, и "мы не намерены отказываться от данной практики". Более того, по его словам, в дальнейшем планируется освоить новые районы боевого патрулирования. Естественно, с учетом международного сотрудничества с нашими союзниками в других регионах мира, уточнил он.