Правительство сделает борьбу с ростом потребительских цен приоритетом

В феврале борьба с ростом цен в магазинах принесла свои плоды. Сначала крупнейшие торговые сети, а затем и их конкуренты поменьше объявили о том, что стоимость некоторых социально значимых продуктов будет заморожена. Правительство обещает не спускать глаз с прилавков.

"Некоторые сети приняли решение о замораживании цен на отдельные социально значимые товары. Думаю, в нынешней ситуации это конструктивный подход" - так отреагировал вице-премьер Аркадий Дворкович на решение Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).

Каждая компания определяет самостоятельно, на какие товары не следует повышать цены. В основном это товары из списка тех, что правительство относит к социально значимым: говядина, свинина, баранина, курица, замороженная рыба, молоко, сахар, соль, подсолнечное масло, некоторые крупы, картофель, морковь, капуста и яблоки. Но каждая из компаний оставляет за собой право составить свой список.

Отдельные торговые сети стали объявлять о заморозке цен еще с начала февраля. Примеру первых стали быстро следовать и другие. И к концу месяца отраслевое объединение выступило с консолидированной позицией. Федеральная антимонопольная служба эту инициативу поддержала. Причем примеру федеральных ретейлеров уже последовали многие их региональные коллеги. С конца февраля стала появляться информация о том, что региональные власти заключают аналогичные соглашения с местными торговыми сетями.

"Соглашение подписали местные производители хлеба и хлебобулочных изделий, мясной и молочной продукции, крупные и мелкие торговые сети. Перечень товаров определили сами предприятия, в частности, это несколько сортов хлеба, мука, масло подсолнечное и сливочное, яйца, полуфабрикаты", - сообщило на днях правительство Хабаровского края. Аналогичные соглашения начали действовать и в некоторых других регионах.

В правительстве обещают сделать борьбу с ростом потребительских цен приоритетом. "В 2015 году наша задача - сконцентрироваться на рынках социально значимых товаров, в первую очередь на продуктах питания, лекарственных средствах, - рассказал в гостях у "РГ" замруководителя ФАС Александр Кинев. - Мы бы хотели предостеречь всех, кто пытается вступить в картельный сговор и использовать непростое экономическое положение, в которое попала сегодня РФ, с целью получения дополнительных прибылей. Сегодня не та ситуация, когда можно стремиться к зарабатыванию дополнительных денег".

По словам Кинева, ФАС может проверить продавцов на соблюдение двух норм законодательства. Они касаются злоупотребления доминирующим положением на рынке и заключения антиконкурентных соглашений. Под первую статью на торговом рынке подпадает очень небольшое количество компаний. Доминирующей является компания, которая занимает от 35% рынка. На федеральном уровне таких продавцов нет. Больше всего нарушений вскрывается в части установления картельных сговоров на локальных рынках.

"Как правило, это локальные соглашения в рамках определенного субъекта Федерации. С экономической точки зрения это обоснованно. Договориться в масштабах всей страны вряд ли получится. Что касается регионов, то наши территориальные органы возбуждают дела на рынках реализации хлеба, сыра, гречневой крупы, молока и т.д.", - рассказывает начальник управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев. За нарушения антимонопольного законодательства компаниям грозят серьезные санкции: штраф - до 15% от оборота за предыдущий год. "В некоторых случаях такие штрафы достигают миллиардов рублей", - говорит Александр Кинев. Но признает, что рост цен даже на отечественную продукцию зачастую оказывается и обоснованным. Например, у производителей могла вырасти стоимость импортных компонентов. Но ФАС не единственный надсмотрщик за продавцами. В январе прокуратура провела массовые проверки в торговых сетях на предмет соблюдения законодательства о торговле. После этого магазины стали объявлять о заморозке цен.

В нынешней ситуации власти некоторых регионов прибегают к практике прямых переговоров с крупными торговыми сетями. Местное руководство просит магазины сдерживать цены на продукты. Пример Хабаровского края и других областей показывает, что многие бизнесмены готовы идти на диалог. Еще один способ - искусственное повышение конкуренции. В последнее время во многих регионах стали популярными "антикризисные" ярмарки. Подобные механизмы наиболее предпочтительны, говорит доцент кафедры теории и практики государственного управления НИУ "Высшая школа экономики" Павел Кудюкин. "Мы создаем институциональные возможности для повышения конкуренции, добавляем еще один канал сбыта продукции для производителей помимо торговых сетей и небольших магазинов", - указывает он.

Кстати

Перечень социально значимых продовольственных товаров

Говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая - ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки.

Утвержден постановлением правительства. На эти товары могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены.