В России сконструируют первый горный троллейбус для Крыма

Правительство РФ намерено обновить подвижной состав общественного транспорта Крымского федерального округа на сто процентов до конца года. По программе некоммерческого лизинга "Крымтроллейбусу" должны достаться 150 единиц новой российской техники - городской и междугородней. Корреспондент "РГ" выяснил, справятся ли отечественные троллейбусные заводы с нестандартным заказом для самой длинной в мире горной троллейбусной линии между Симферополем и Ялтой.

Skoda в утиль

До 2011 года 90 процентов подвижного состава "Крымтроллейбуса" составляли чешские Skoda 1970-1980 годов выпуска. Более чем на 40 лет чехи закрыли полуостров для отечественных производителей, потому как советский троллейбус провалился на испытаниях, не преодолев в 1958 году Ангарский перевал. Только в Севастополе, наравне с другими республиками Союза, массово эксплуатировали "ЗиУ" (троллейбусы Завода имени Урицкого в Энгельсе, сейчас - "ТролЗа").

Междугороднюю линию обслуживала исключительно чешская сверхвыносливая техника. Она работает и сегодня, но уже вместе с "Богданами" Луцкого автомобильного завода. Четыре года назад он выиграл тендер на поставку транспорта в Крым и обновил парк "Крымтроллейбуса" на 103 машины. Часть из них, предназначенная для трассы, отличается количеством сидений и технической начинкой. В 2011 году одна такая машина стоила 350 тысяч долларов, а в 2012 году подорожала до 446 тысяч, из-за чего сотрудничество с заводом остановилось на 30 троллейбусах. Как и городские, они имеют низкий пол и большие панорамные окна: по сути, трансфер на ЮБК превращается для туриста в обзорную экскурсию.

Но подвижной состав предприятия по-прежнему изношен на 50 процентов. Это при том, что и нынешних 235 машин на три города - Симферополь, Ялту и Алушту - критически мало.

- Конечно, в процессе обновления "Богданы" не спишут, это новая техника, - рассказала "РГ" замдиректора "Крымтроллейбуса" Лариса Лисовская. - В течение 2015 года будем в первую очередь заменять старую технику. Хочется верить, что для нас программа лизинга реализуется в полном объеме. Но если даже и наполовину, в следующем году в Крыму вряд ли останутся чешские Skoda.

Троллейбус у трапа

Прошлым летом, когда железнодорожный вокзал столицы КФО остался фактически без пассажиров, КТ оперативно переориентировал перевозки на аэропорт "Симферополь" - часть рейсов направили с вокзала туда. Идея хороша со всех сторон. Для туристов это дешевый удобный трансфер и возможность полюбоваться горными пейзажами через панорамные окна троллейбуса - уже крымская экзотика. Для аэропорта - организация транспортного узла с легальными перевозчиками. Для "КТ" - платежеспособные пассажиры.

- Мы наконец-то смогли немного повысить тарифы (от аэропорта до Алушты - 66 рублей, до Ялты - 98 - прим. ред.). С одной стороны, это улучшило наше положение, - говорит Лариса Лисовская. - С другой, стоимость проезда на троллейбусе и автобусе сейчас сравнялись, а раньше троллейбус выигрывал за счет низкой цены. Но россиянам с материка и это в диковинку: они не понимают, как 90 километров можно проехать за 98 рублей. Им кажется, что это шутка - что за такие деньги троллейбус никуда не доедет и где-нибудь перевернется.

Как показал 2015 год, КТ жизненно необходимо интегрироваться в работу транспортного узла аэропорта. В советское время троллейбусные рейсы из воздушной гавани не нуждались в рекламе из-за огромного пассажиропотока. Сегодня же спустившихся с трапа самолета об электротранспорте не информирует ни указатель, ни объявление, ни баннер. Потому для начала КТ доказал необходимость открытия кассы в зале прилета будущего нового терминала. Но к нынешнему курортному сезону его не построят, а перехватывать прилетевших пассажиров нужно уже сейчас.

- Летом было очень много ночных авиарейсов, - продолжает Лариса Лисовская. - Их пассажиров уводили таксисты, они брали за поездку баснословные деньги. Сейчас мы думаем, как организовать свои ночные рейсы из аэропорта и поймать этот поток, который стал золотой жилой для нелегальных перевозчиков.

Крымские горки

Российские троллейбусные заводы вышли на связь с Крымом еще прошлой весной - задолго до анонсирования программы обновления пассажирского транспорта. Завод "ТролЗа" прислал для испытаний два своих троллейбуса модели "Мегаполис", один из них с автономным ходом на 10 километров. У Волжского механического завода (ВМЗ) за федеральные деньги по программе "Доступная среда" купили три "Авангарда".

Сейчас "Крымтроллейбус" имеет возможность оценить новую российскую технику. Правда, только городского класса. Для межгорода предприятию нужна модель с мощным двигателем и выносливой тормозной системой, способная преодолеть два перевала - Ангарский и Никитский. Два затяжных спуска ведут в Алушту: со стороны Симферополя - 9-километровый, со стороны Ялты - 5-километровый. Некоторые элементы контактной сети троллейбус должен проходить "на выбеге" (без нажатия педали хода - не подпитываясь электричеством от сети). В условиях горного рельефа это создает дополнительные сложности и требует особых конструкторских решений. Кроме того, в салоне должны быть предусмотрены полки для багажа и большое количество мест - около 45. Троллейбус должен быть "универсалом" - чтобы вне курортного сезона при необходимости работать и в городе.

Заказать подобные машины за рубежом не получится: правительство РФ своим постановлением запретило закупку общественного транспорта вне стран Таможенного союза. Единственная допустимая "заграница" - Беларусь. В 2010 году знаменитый завод МАЗ уже отправлял в Крым свой троллейбус на обкатку. В это же время на ялтинской трассе испытывали троллейбус "ТролЗы": как рассказали корреспонденту "РГ" заводчане, сотрудники результатом остались довольны. Нужна, по их мнению, разве что доработка тормозной системы и переналадка тягового оборудования. По словам гендиректора предприятия Ивана Котвицкого, существенно это на стоимость троллейбуса не повлияет. С нынешних девяти миллионов рублей за городской вариант стоимость может возрасти до 12 скорее из-за комплектации - типа кондиционеров, сидений, количества камер наблюдения, электро- или пневматического усилителя руля - а вовсе не из-за переделок, касающихся трассового назначения ("Богданы" обошлись на 150-200 тысяч долларов дороже).

- Мы переговорили с поставщиками - все необходимые для горного троллейбуса комплектующие можно достать, - говорит Иван Котвицкий. - Говорить о конкретной цене правильнее после объявления тендера, когда опубликуют техзадание с перечнем требований к троллейбусу.

Заводской конструктор

В случае с "ТролЗой" речь идет о совершенствовании существующей модели - она на 80 процентов состоит из комплектующих российского производства (батареи ОАО "Лиотех", тяговые двигатели ОАО "ПМЗ", ООО "БЭМЗ", привод ООО "Чергос", ООО "Арстерм"). Еще 20 процентов, по словам Ивана Котвицкого, - это импортное оборудование, которое может привести к повышению конечной стоимости из-за курса доллара. Создание современного троллейбуса сегодня - это по сути сборка из деталей разных производителей, благодаря чему заказчик может удовлетворить любой каприз за свои деньги.

Главная проблема для "ТролЗы" и других потенциальных участников тендера - время.

- Дата конкурса, к сожалению, не объявлена, мы надеемся на конец марта, - поясняет Иван Котвицкий. - Все отечественные производители могут собрать 270 троллейбусов за семь месяцев непрерывной работы. Но дело не только в заводских мощностях, но и в скорости работы поставщиков. Мосты, электрооборудование, кондиционеры - после заказа это все можно ждать недели и месяцы. Поставщикам необходимо время, чтобы выйти на определенный темп работы. Допустим, 45 дней на подведение итогов конкурса, в мае объявят победителя - вот и остается ровно семь месяцев до конца года. В спешке обычно или поставщики не поддерживают стабильный уровень качества, или на заводе срабатывает человеческий фактор. В итоге допускаются ошибки, которых при нормальном темпе быть не должно. Сейчас нет даже проекта технического задания. Хотя существует практика, когда проект представляется участникам тендера заранее, чтобы они могли хотя бы подготовить поставщиков комплектующих.

Увы, в случае с Крымом проекта нет, и полное обновление подвижного состава в 2015 году под вопросом.

Справка "РГ"

277 троллейбусов необходимо приобрести для Крымского федерального округа. Сейчас в пяти городах региона числятся 395 машин.

Кстати

Программа некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта на территории КФО распространяется на троллейбусы, трамваи и автобусы, работающие на газомоторном топливе. Она предполагает передачу транспортным организациям в лизинг техники на льготных условиях: авансовый платеж - от 0 процентов, ставка по договору лизинга - 7,9 процентов, срок лизинга - до пяти лет. Закупать будут только технику, произведенную в России, "что позволит поддержать российские машиностроительные организации и стимулировать спрос на отечественную технику". Планируется обеспечить занятость более 7,6 тысячи работников транспортного машиностроения и создать не менее двух тысяч новых рабочих мест в транспортных организациях. Парк троллейбусов и трамваев в Крыму должен обновиться полностью: парк автобусов - вырасти на 58 процентов, троллейбусов - на 64 процента, трамваев - на 82 процента. Также предполагается построить восемь автомобильных газонаполнительных компрессорных станций на полуострове.