Важным условием реализации общественного контроля за естественными монополиями является создание на федеральном и региональном уровне советов потребителей. Об этом заявил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов в ходе семинара-совещания.
"Но самое главное, что мы делаем, - объясняем, почему те или иные решения мы не можем принять, в чем аргументация. Делаем это тоже понятно прозрачно. Советы потребителей являются важными участниками в работе с естественными монополиями. Без заключения совета потребителей мы ключевые решения не принимаем", - отметил он.
И добавил, что порядка 50 процентов предложений, поступивших от советов потребителей по вопросам деятельности естественных монополий, принимаются правительством. Еще около 30 процентов предложений требуют детального обсуждения и серьезной дополнительной проработки и примерно 20 процентов не принимаются, потому что итоговое решение остается за правительством и вовлеченность совета потребителей не означает, что автоматически их предложения будут поддержаны.
По словам министра, анализ докладов, представленных в правительство, указывает на различную практику работы советов потребителей в регионах. Есть регионы, где межотраслевые советы потребителей показали эффективную работу. Вместе с тем в каких-то регионах советы потребителей работают практически в техническом формате, то есть ими не были рассмотрены ни инвестпрограммы монополий, ни тарифные заявки, ни иные вопросы. Таким образом, советы существует только на бумаге: конкретных задач на 2015 год у них нет, план работы отсутствует.
При этом межотраслевые советы потребителей в регионах имеют право апеллирования и арбитрирования на федеральном уровне тарифных решений и решений, связанных с инвестпрограммами, принятыми региональными службами по тарифам. Однако на сегодняшний день этой возможностью никто не воспользовался. По словам Михаила Абызова, в течение текущего года запланировано проведение двух-трех заседаний с участием курирующих вице-премьеров, где будут рассмотрены отчеты о деятельности советов потребителей на региональном уровне.