Глава правительства продолжил серию совещаний по стабильному развитию отдельных отраслей экономики. На площадке Тихвинского машиностроительного завода обсуждались перспективы отечественного транспортного машиностроения в части его железнодорожного направления.
Дмитрий Медведев прогулялся по цехам, посмотрел производство и убедился, что на предприятии используются передовые технологии. Завод был запущен всего три года назад и занимается выпуском грузовых вагонов нового поколения.
Локализация производства достигает 100 процентов. В 2013 году завод выпустил почти четыре тысяч вагонов, в 2014 году - почти 10 тысяч, а план на текущий год составлял более 14 тысяч единиц техники.
Однако в планы многих российских предприятий вмешался кризис. Во всем Тихвине будущее местного вагоностроительного завода - одна из самых обсуждаемых тем. Успокаивал премьер простых граждан на центральной площади города, где возлагал цветы к стеле "Тихвин - город воинской славы". "Будет-будет, - заверил он мужчину, спросившего, будет ли завод работать дальше. - Не волнуйтесь, переживем".
Успокаивал глава кабинета министров самих работников завода во время обхода предприятия: "Все будет нормально. Будете работать, рынок будет. Конечно, сейчас не идеальный период, но не сомневайтесь - никто ничего закрывать не будет".
Перед вагоностроителями поставлена задача - создать в России современный подвижной железнодорожный состав. "В будущем не должно быть ни неудобных старых электричек, ни плацкартных вагонов", - подчеркнул Дмитрий Медведев в ходе совещания. Пока же каждый четвертый грузовой вагон - всего около 300 тысяч - используется с превышением заводского срока эксплуатации. "И по всей вероятности, до 2020 года срок службы закончится еще у 100 тысяч вагонов", - добавил премьер-министр.
В условиях кризиса транспортные компании в целях экономии сокращают инвестиции в закупку новых вагонов, в том числе предпочитая использовать старый подвижной состав. "Это ведет к негативным последствиям, в том числе и для производства новых вагонов. Сейчас тенденция довольно сложная", - признал председатель правительства.
"Сумма, необходимая для решения данной проблемы через поддержку спроса, составляет 6,5 миллиарда рублей", - заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. ОАО "РЖД" за счет перераспределения своих финансовых возможностей пообещало выделить 3,5 миллиарда рублей. Заказов еще на миллиард гарантировало министерство обороны. В итоге, для вагоностроителей нужно найти еще 2 миллиарда рублей, сообщил глава Минпромторга.
- Я уже сегодня позвонил Шувалову Игорю Ивановичу (первый вице-премьер - прим. РГ) и дал указание, чтобы оперативно решить эту проблему. Решение принято, - сообщил Медведев.
Руководители вагоностроительных предприятий предупредили - в скором времени из-за целого ряда факторов ситуация может дойти до такой черты, что их продукцию невозможно будет покупать из-за высоких цен. В том числе, потому что металлурги разом подняли стоимость на свою продукцию на 30-60 процентов. Поэтому они попросили рассмотреть возможность поддержки не только для производителей, но и для транспортных компаний.
Свои соображения на этот счет озвучил минпромторг. В министерстве рассчитали - чтобы операторы могли выйти хотя бы в ноль, обслуживать парк и выплачивать проценты по кредитам и лизинговым обязательствам, ставка привлечения вагона должна быть не менее 830 рублей на вагон в сутки. "Поэтому мы предлагаем ввести повышенный коэффициент 1,48 на порожний пробег для универсальных вагонов, эксплуатирующихся за пределами назначенного срока службы", - сказал министр Мантуров. Эта мера должна стать стимулом для операторов выводить из эксплуатации старые вагоны и поднять объемы продаж новых вагонов до минимальной загрузки машиностроительных предприятий на уровне 40 тысяч в год.
Помогать производителям в грузовом сегменте правительство начало еще в прошлом году. За счет выделения средств на покупку "инновационных" вагонов удалось смягчить сокращение в производстве. "По этой статье в этом году мы заложили 2,35 миллиарда рублей", - рассказал глава минпромторга. Также в 2015 и 2016 годах предусматривается субсидия на завершение проектов по модернизации. "В этом году у нас сумма чуть меньше - порядка 1,2 миллиарда рублей, - добавил министр. - Мы также рассчитываем на сохранение средств в 2016 году, чтобы компании смогли завершить свои проекты".