Центры задумывались как научные школы для талантливой молодежи. Так появилась физматшкола N 18 при МГУ, из которой потом вырос СУНЦ. Среди ее выпускников - 12 академиков и членов-корреспондентов РАН, десятки выдающихся ученых. Сначала в школе был один профиль - физико-математический, сейчас добавились компьютерно-информационный, биологический и химический. Сейчас в школе 312 детей, в основном из регионов. Для того чтобы стать учеником центра, надо пройти строгий отбор выездной комиссии и выдержать две недели в летней школе. Что-то вроде научного лагеря, где вместо прогулок и игр - лекции и семинары.
В 7.40 в общежитии подъем, потом зарядка и завтрак. В 8.45 начинаются занятия. В расписании, как правило, сразу по два урока - приучают к университетским парам. Два раза в год - сессии. Каждый вторник физический и химический классы ездят на практикум в лаборатории МГУ. После занятий - факультативы, кружки.
Сегодня на геометрию к профессору кафедры математики СУНЦа и доценту кафедры матанализа МГУ Валерию Вавилову пришли сразу два класса - почти 30 человек. Вавилов - один из самых любимых преподавателей у школьников, он работал еще с академиком Колмогоровым и помнит чуть ли не всех выпускников.
Тема занятия - математические методы в биологии. На партах - только ручки и тетради. "А где учебники?" - шепотом спрашиваю одного из ребят. "А зачем они?- удивляется тот. - Преподаватели работают по своим программам. В учебниках все стандартное и легкое". На уроке есть отсутствующие. Причина уважительная: участие в олимпиадах. 5-6 человек из каждого класса доходят до финала Всероссийской олимпиады.
На переменке знакомимся с учениками: ребята из Воронежской области, Чувашии, Оренбурга, с юга России... Многие раньше занимались в заочной математической школе при СУНЦе. Вот Гиляна из Элисты. В первый класс пошла в четыре года, училась отлично, но в девятом чуть не завалила ГИА - на экзамен без паспорта не пускают, а у нее его нет!
- Пришлось предъявлять на экзамене страховое свидетельство, - смеется Гиляна. - Сейчас мне 16, буду поступать в МГУ или в МФТИ. Надеюсь, проблем не будет.
Тут видели выпускников и помоложе. Один из них поступил в МГУ в 13 лет, правда, учиться не смог по состоянию здоровья. С тех пор ректор МГУ к вундеркиндам относится настороженно. Хотя в МГУ, заметим, поступает более 60 процентов выпускников СУНЦа.
Напрашиваемся в гости к десятикласснице Глафире Атамановой, которая живет в общежитии центра. Здесь все как в любой общаге. Разве что на стенах вместо плакатов с поп-звездами схемы "Что такое пероксисома" и "Строение митохондрии". Глафира улыбается: "Это интереснее!"
Два часа дня. По плану обед: сегодня борщ с курицей, тушеная рыба и компот, на ужин котлета с макаронами и булочка. А еще есть два завтрака, полдник и вечерний кефир. Питание на день - 260 рублей. Все подсчитано и указано.
- Мне кажется, дают слишком много мяса. Я вегетарианка и предпочитаю овощи, - замечает Наташа Болоболова из Орла.
Да, многие ученики увлекаются вегетарианством или сыроедением. "Не знают, видно, школьники, что среди нобелевских лауреатов не было ни одного вегетарианца", - смеются повара.
- Один из самых сложных вопросов в таких школах - интернат, - рассказывает и.о. директора СУНЦа МГУ Кирилл Семенов. - Бывает, что педагогам приходится первое время быть чуть ли не няньками: и спать укладывать, и носки учить стирать.
К причудам учеников - бытовым и учебным - педагоги относятся с пониманием. Слово "гений" не любят, но все учителя знают: это необычные дети. У замдиректора Левона Геворкяна, который вел физпрактикум, был случай: дал задание рассчитать мощность электрической цепи. Ученики на переменке собрали цепь и опытным путем нашли ответ.
На третьем этаже школы кабинет академика Колмогорова. На стене расписание самого Андрея Николаевича.
- Видите, нарисованы два гуся? Колмогоров вместо подписи рисовал гуся, - говорит профессор Валерий Вавилов.
У математика было домашнее имя - Холмогорский гусь, отсюда и символ. Академик Колмогоров вел не только занятия, но и музыкальные вечера, литературные часы, читал лекции по искусству.
У профессора Вавилова тоже есть традиция: в мае последний урок математики он проводит в яблоневом саду перед школой. Никто не говорит о дискретных функциях и рядах Фурье. Ученики читают стихи, поют и решают нестандартные задачи. Например, измеряют с помощью рулетки расстояние от школы до главного здания МГУ, шпиль которого виден из сада. И ведь что удивительно: находят правильный ответ.
Потом - задание на лето: написать рассказ, юмореску, оду о математике. За годы набралось материала на целую книгу, которая начинается гимном школы, написанным Юлием Кимом. Он тут преподавал обществознание и называл школу спецреспубликой. Так оно и есть. СУНЦ - территория, где у учеников полная творческая свобода. И в этом творчестве они на равных с учителями.
Кстати
Впервые СУНЦы МГУ и НГУ обменялись учениками: 15 талантливых детей из Новосибирска отправились на две недели в Москву, столько же приехали из Москвы в Сибирь. Двух недель стажировки хватило, чтобы прочувствовать все различия в методиках. Теперь их будут анализировать преподаватели и руководство элитных школ. Как зажигают и поддерживают интерес детей к сложным предметам в разных центрах? Как создают мотивацию? Как работают с коллективом? Кстати, для "командировок" выбирали не только самых умных (в общем-то, других в этих учебных заведениях и нет), но и самых общительных.
Подготовила Нина Рузанова, Новосибирск