Центр Петербурга опустел из-за роста арендной платы

 В последнее время на улицах Петербурга заметно поубавилось вывесок - пустуют помещения бывших магазинов, кафе и салонов связи.Что вынуждает магазины закрываться и кто займет их место, выяснял корреспондент "РГ".

В Петербурге ситуацию иллюстрирует один только Невский проспект. Пройдясь по главной улице города, можно заметить множество площадей с вывеской "аренда". Покидать столь выгодное место бизнесменов заставляет упавшая покупательская способность - из-за кризиса петербуржцы резко сократили расходы практически на все. По подсчетам экспертов, более 60 процентов горожан на данный момент живут в режиме экономии: кто-то ограничивается лишь необходимым, кто-то выбирает товары по акциям, а кто-то просто реже делает покупки. При этом под удар попали не только точки среднего ценового сегмента, но и премиальные магазины. Такие сейчас вынуждены держаться на распродажах, привлекая потребителей внушительными скидками.

К этой проблеме прибавляется еще одна сложность: с начала года в Петербурге значительно выросла цена аренды помещений, так как ставки чаще всего привязаны к европейским валютам. Для некоторых бизнесменов плата оказалась теперь практически неподъемной.

Востребованными становятся точки со "своими" товарами: фермерской продукцией, свежей выпечкой

- Миграция торговых точек сейчас действительно наблюдается. В первую очередь это связано с тем, что предприниматели все чаще не могут договориться об арендной ставке помещений. Цены растут, отчего собственники пока находятся в некоторой эйфории и снижать стоимость или фиксировать ее не собираются. В итоге часть магазинов теряет прибыль. Потому и закрываются, - комментирует член Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Роман Шайхайдаров.

Еще год назад, по оценке фирмы недвижимости NAI Becar, средний уровень вакантных площадей в центре Петербурга не превышал пяти процентов. При этом на самых респектабельных улицах заполняемость была практически полной. Теперь в центре пустуют 15 процентов помещений.

Бывшие арендаторы выбирают разные пути выживания. Так, крупные компании просто сокращают количество своих точек, закрывая невыгодные или те, что держат только для имиджа. Специалисты не исключают, что именно такой сценарий коснулся салонов связи на Невском проспекте. Они могли не приносить должного дохода, а использовались исключительно для поддержания престижа. Держатели более мелких магазинов оказываются перед сложным выбором: либо закрываться совсем, либо попытать счастье в онлайн-торговле.

- Сейчас мы еще держимся, но со следующего месяца не знаем, что будет. Возможно, снимем меньшую площадь не в центральном районе города, а часть ассортимента переведем в Интернет. В конце концов, продажа через социальные сети тоже работает, а в некотором смысле это даже сокращает затраты, - рассказывает владелица небольшого магазина одежды Дарья Краснова.

Кстати, подобным образом с кризисом борются и федеральные бренды. Одна из сетей, например, на днях открыла интернет-магазин, став первым российским ретейлером, который решился торговать продуктами во Всемирной паутине. По словам представителей компании, такое рискованное решение связано с тем, что выручка магазинов продолжает сокращаться. Аналогичные попытки других торговых сетей успехом ни разу не увенчались - оптимальную бизнес-модель такой торговли придумать так и не удалось.

На вопрос, кому достанутся освобождающиеся помещения, эксперты отвечают практически единодушно: скорее всего, здесь обоснуются продуктовые магазины, столовые и прочие заведения низкого ценового сегмента.

- Наиболее вероятно, что теперь активизируются продовольственные операторы. Тем более что сейчас появляются новые популярные форматы магазинов на основе тенденции импортозамещения, например. Востребованными становятся точки со "своими" товарами: фермерской продукцией, свежей выпечкой. Сейчас это будет приносить более стабильный доход, нежели продажа бытовой техники или брендовой одежды, - считает Шайхайдаров.

Напомним, в прошлом году в Петербурге больше всего открывались рестораны и кафе, затем - магазины одежды, обуви и аксессуаров. Сейчас, по словам аналитиков, в сегменте фэшн-ретейла помещения не ищет вообще никто, а рестораторы по поводу аренды обращаются крайне редко. Впрочем, не исключено, что вскоре ситуация изменится. С открытием платной парковки магазины и кафе, прежде распологавшиеся в торговых центрах, могут мигрировать в зону возрастающего пешеходного трафика. Таким образом, простаивать помещения, так или иначе, не будут, констатируют эксперты.

Мнение

Роман Пастухов, президент Санкт-Петербургского союза предпринимателей:

- Падение рубля не могло не сказаться на арендных ставках, а потому предприниматели находятся в неопределенности насчет своих перспектив. Владельцы помещений снижать цену не торопятся либо снижают ее всего на 10-12 процентов. Сейчас бизнесмены, естественно, ищут помещения по-дешевле, например в тех же бизнес-центрах по городу. Это значительно выгоднее, чем арендовать этаж в отдельном доме. Думаю, что долго пустовать площади, особенно в центре, все равно не будут, так как арендная ставка через какое-то время будет пересмотрена.