Максим Решетников: Кризис - не помеха ГЧП в Москве

Москва традиционно входит в число лидеров среди регионов по числу и стоимости проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), и дело здесь, отмечают эксперты, не только в финансовых возможностях столицы. Город предлагает инвесторам новые схемы взаимодействия и новые проекты в самых разных отраслях, гарантируя при этом их успешную реализацию. Что ждет сферу ГЧП в условиях кризиса, не боятся ли столичные власти растерять инвесторов и какие новые проекты готовы предложить рынку? Об этом "РГ" рассказал руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников.

Максим Геннадьевич, аббревиатура ГЧП хорошо знакома даже людям, далеким от экономики, но что за ней кроется в столице, на поверку знают немногие. Расскажите об этих проектах.

Максим Решетников: Если перечислять все проекты, реализуемые в Москве в рамках государственно-частного партнерства, получится внушительный список. Расскажу о знаковых. Это прежде всего контракты жизненного цикла, по которым столица закупает новые вагоны метро. В соответствии с ними производители поставляют подвижной состав и берут на себя его ремонт и обслуживание в течение 30 лет. По этой схеме закуплены уже сотни вагонов. В этом году начнем заказывать организацию перевозок пассажиров наземным транспортом. В долгосрочных контрактах, предлагаемых городом, прописаны требования к новым автобусам, которые должен закупить бизнес для перевозки пассажиров. Столица субсидирует ему процентную ставку, предоставляя таким образом "дешевые" деньги. Право на обслуживание конкретных маршрутов разыгрывается на конкурсах.

Заключаются в рамках ГЧП и долгосрочные контракты по закупке комплексной услуги по вывозу, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов. Эту схему мы тоже отработали практически во всех административных округах. Далее - концессионное соглашение по строительству Северного дублера Кутузовского проспекта, один из главных инфраструктурных проектов. Сейчас делается трассировка трассы и ведется основная подготовительная работа перед началом строительства.

Этим занимается сам инвестор?

Максим Решетников: Нет, он берет на себя расходы по строительству и эксплуатации трассы. Выкуп земель и освобождение участков под ее сооружение - дело города. Для этого создана постоянно действующая рабочая группа из представителей нескольких департаментов. Но главное, все риски город делит с инвестором пополам, в этом суть ГЧП. По такому же принципу столица предложила еще два контракта по строительству железнодорожных переездов в Новой Москве. И бизнес к ним тоже проявляет интерес.

Все это хотя и крупные, но локальные проекты. А как обстоят дела с программой "рубль за метр"? По ней предполагалось реализовать сотни помещений под открытие частных клиник и детсадов, отреставрировать массу архитектурных памятников...

Максим Решетников: Эта программа поддержки малого и среднего бизнеса уже доказала свою пользу и эффективность. На разных стадиях реализации - от заключенного контракта до начала функционирования - в рамках программы сейчас действуют порядка 80 объектов. Открыто более 15 клиник "Доктор рядом", еще столько же готовятся принять первых пациентов. Могло быть и больше, но в Москве просто нет массы помещений, пустующих без дела. Подбор их идет постепенно, с учетом требований под каждый объект. Все они уходят с аукциона намного дороже выставляемой городом цены за первый год аренды. То же самое могу сказать и об архитектурных памятниках. Заметьте, брошенных, не отремонтированных зданий и покосившихся фасадов в столице стало намного меньше. Это также доказывает эффективность схемы ГЧП - бизнес начал реставрировать старинные здания, потому что город предложил четкие и прозрачные условия, обозначил выгоду в виде долгосрочной льготной аренды. Частные инвестиции дополняют бюджетные. Это то, к чему мы и стремимся. Что касается будущего программы, то она будет развиваться и дальше - подбор объектов идет непрерывно.

А на чем вы намерены сосредоточить усилия в условиях кризиса, в какие отрасли привлечь инвесторов?

Максим Решетников: Активно работаем с продвижением офсетных контрактов, сочетающих госзаказ с обязательствами по производству соответствующих товаров. Например, в области фармацевтики. Вместе с уже принятыми в Москве в последние годы налоговыми льготами, льготами по аренде, программой "льготы в обмен на инвестиции", а также активно обсуждаемым законом о дополнительных гарантиях для инвесторов - это один из инструментов, направленных на поддержку производств. В первую очередь город заинтересован в развертывании современных промпредприятий. Для этого идеально подходят промзоны, на базе которых могут и должны развиваться технопарки и технополисы. В целом, все, что касается создания новых производств и развития промышленности, это для города, безусловно, приоритет в ближайшее время.

Вы намерены сотрудничать в первую очередь с иностранными инвесторами?

Максим Решетников: Нет, со всеми. Сейчас уже вырос класс российских компаний, играющих серьезную системную роль в своих отраслях. И то, что мы предлагаем, для них шанс сделать скачок в своем развитии. Но и за иностранцев готовы побороться ради конкуренции.

Какие гарантии готова дать Москва зарубежным компаниям, которые готовы прийти работать на ее территории?

Максим Решетников: Мы прежде всего гарантируем, что город не будет менять правила игры по ходу реализации инвестпроектов. Инвесторы чаще всего боятся не реальных, а скорее фантомных угроз. Типа вот грянет национализация, и все их создаваемые в России годами активы отойдут государству. Те, кто уже работает у нас, понимают, что такой сценарий вероятен не больше, чем в любой другой европейской стране. Чтобы окончательно победить этот страх, мы разрабатываем закон, согласно которому инвестору будут полностью возмещены его затраты в случае какого-то глобального форс-мажора.

Что касается коммерческих рисков, то взять их на себя город не готов, да этого и нет нигде в мире. В то же время я еще раз подчеркиваю: производственный бизнес может рассчитывать на очень ощутимые льготы. Что касается санкций, то инвесторы, как правило, далеки от политики и мыслят другими категориями. К тому же от момента договоренности о сотрудничестве до начала реальных инвестиций проходит обычно от одного до двух лет. За это время ситуация точно нормализуется, тем более что в нынешнем виде она не выгодна ни нам, ни зарубежному бизнесу. Россия - очень большой рынок, и ни у кого нет иллюзий, что нас можно изолировать и оставить за рамками международного разделения труда. Политические волны проходят, а долгосрочные экономические интересы остаются. И когда все волны сойдут, те, кто здесь закрепился, кто успел подготовить проекты, словом, уже укоренился, тот и пойдет в рост. Поэтому сейчас для инвесторов, можно сказать, время пускать корни. Вот для этого мы и готовим сейчас почву.

Кстати

Объем прямых иностранных инвестиций в Москве за три года вырос в 2,7 раза. Это вывело город на пятое место среди 20 мегаполисов мира по числу проектов с участием зарубежного финансирования.