Для тех компаний, которые выбирают метод релокации в организации работы персонала, основной мотив - это привлечение сотрудников, обладающих необходимой квалификацией (такой вариант выбрали 68% респондентов). Еще одна причина - поддержание конкурентоспособности компании на рынке труда. Треть опрошенных компаний применяли вахтовый метод, и среди проблем, которые решались таким способом, на первом месте оказалась текучесть персонала (42%). Также к вахте прибегают, когда есть сезонная потребность в персонале (33%) или необходимость сократить затраты на персонал (17%).
Готовность к переезду, по мнению 32% опрошенных, обусловлена финансовой необходимостью. Также среди причин решения в пользу переезда для некоторых является не только желание повысить свой уровень дохода, но и желание рискнуть. При вахтовом методе для 85% респондентов важно, чтобы были обеспечены социально-бытовые условия проживания, для половины важна зарплата. При релокации 71% больше всего беспокоит оплата проживания (аренда квартиры), треть интересует оплата работодателем проезда домой несколько раз в год (покупка билетов), еще для 22% важна помощь в трудоустройстве супруга/супруги.
Исследователи также спрашивали участников, насколько, по их мнению, релокация и вахтовый метод будут востребованы в ближайшие три года. Часть респондентов отметила, что с учетом рыночной обстановки и введением санкций наблюдается спад в потребности персонала рабочих специальностей. Поэтому релокация будет применяться редко и чаще всего для сокращения затрат на поиск, обучение и адаптацию новых сотрудников. А вот вахтовый метод будет процветать, считают респонденты. Некоторые из них уверены, что оба этих метода организации работы будут значительно востребованы в связи с нехваткой квалифицированного персонала. Что же касается особенностей кризисных времен, здесь мнения разделились на противоположные - часть опрошенных считают, что в непростой экономической ситуации релокация и вахта не так востребованы, как в предыдущие годы, другая часть, наоборот, уверена, что сейчас оба метода будут пользоваться повышенным спросом.
"На мой взгляд, релокация и вахтовый метод работы особо не зависят от экономической ситуации, - считает управляющий партнер Группы компаний SRG Федор Спиридонов. - Их востребованность не меняется в условиях кризиса, а остается на прежнем уровне. Это объясняется тем, что наибольшую популярность эти методы набирают, наоборот, в условиях низкого предложения рабочей силы, когда работодатели вынуждены привлекать кадры из других городов".
Согласно опросу, вахтовый персонал охотнее соглашается переехать в Москву или Подмосковье (38%), в ближайший мегаполис (34%) или за границу (15%). В случае релокации для построения карьеры 67% респондентов готовы переехать в Москву, 27% - за рубеж. Интересно, что сменить место проживания на Санкт-Петербург ради карьеры готов всего 1% опрошенных.
Конечно, применение обоих методов работы с персоналом зависит от отрасли, в которой работает компания. И вахтовый метод, и релокация характерны прежде всего для нефтегазового сектора, на втором месте - недвижимость и строительство, на третьем - промышленное оборудование. Для релокации равную долю с недвижимостью и промышленным оборудованием занимает также сектор ИТ/телеком. "У нас релокация - достаточно частая практика, поскольку это федеральная компания, в которой опытные эксперты нужны и в центральном офисе, и в ключевых подразделениях в регионах, - подтвердил директор по региональному развитию группы "Связной" Денис Шейбаль. - Основная масса перемещений происходит из регионов в Москву, так как именно тут располагается центральный офис, поэтому чаще открываются вакансии". По словам эксперта, переезд в Москву для многих сложное решение, но люди едут сюда за новыми интересными должностями и функционалом и более высокими зарплатами. Для многих основной мотив переезда - карьерный рост, который для определенных специалистов проще сделать в головном офисе: там реализуется больше активностей, связанных с их профессией. Это актуально, например, для маркетологов.
В регионы, как рассказал Шейбаль, едут в основном на топовые должности, такие как директор региона или директор по торговым операциям. Переезд в регион - часто хорошая возможность получить повышение. "У нас были и случаи релокации из столицы в регионы по семейным обстоятельствам. Например, когда сотруднику нужно вернуться в родной город, чтобы быть ближе к родителям. В таких случаях мы всегда подыскиваем оптимальный вариант, чтобы сохранить сотрудника в компании", - добавил эксперт.
Нередки и случаи релокации без смены должности. Например, по словам Шейбаля, были случаи, когда человек хочет переехать по медицинским показаниям - ему нужно сменить климат. В таких случаях продавец подает заявку на перевод на аналогичную должность в другой город и после ее одобрения выходит на работу в новом месте. "Релокация с сохранением должности в кризис сохранится, так как продавцы необходимы всегда во всех городах. Релокация на повышение в центральный офис будет чуть менее активной, поскольку скорость развития новых проектов замедлится", - заключил эксперт