Российская газета: В вузах открыто примерно 200 тысяч мест на инженерных специальностях. Сколько инженеров нужно сейчас в России?
Александр Климов: В последние годы инженерный труд существенно изменился. Теперь мало знать только свою узкую профессиональную область, надо обладать широкими компетенциями, чтобы грамотно организовывать деятельность, взаимодействовать с другими специалистами, работать в команде. Причем в команде, куда зачастую входят люди, не имеющие инженерного образования, - дизайнерами, биологами, врачами. Важнейшей характеристикой выпускника является то, насколько быстро он может адаптироваться под изменения технологий и моделей организации производства. Поэтому вопрос не только и не столько в том, какое количество инженеров нужно, а еще и в том, где они нужны и какими знаниями и компетенциями они обладают. Для решения этих вопросов приказом министра образования утвержден координационный совет по инженерному образованию. Основная задача координационного совета - актуализировать федеральные государственные образовательные стандарты, привести их в соответствие с утверждаемыми в настоящее время профессиональными стандартами. Далее будут разработаны примерные образовательные программы. Это важно. Хотя, с моей точки зрения, наши ведущие вузы и сегодня выпускают толковых инженеров и технологов.
РГ: Как быстро устаревают знания выпускников вузов, в том числе инженерных?
АК: Если инженер с первого дня работы не начинает думать о профессиональном развитии, то через месяц-два его знания фактически начинают устаревать. Есть технологии, которые меняются в течение года-двух. Особенно в области обработки и использования информации.
РГ: Выпускники школ плохо знают физику, математику. В этом году даже пришлось снижать минимальный порог, чтобы не оставить двоечников без аттестатов. При этом количество мест неинженерных специальностей растет. Зачем нам столько плохих инженеров?
АК: Сдать хорошо ЕГЭ по математике, физике, химии достаточно сложно. У нас обеспечена доступность высшего образования. Гораздо сложнее обеспечить доступность качественного высшего образования. Ключевой фактор успеха - мобильность абитуриентов и студентов. По абитуриентам ЕГЭ сыграл ключевую роль. Дал возможность учиться в ведущих вузах лучшим выпускникам школ. Кстати, все ректоры, которые присутствуют на этой встрече, принимают ежегодно много выпускников школ из регионов. Сейчас развиваем академическую мобильность студентов в рамках сетевых образовательных программ.
РГ: Продолжится ли Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров, по которой прошли переобучение около 16 тысяч человек?
АК: Я считаю, что это одна из самых успешных программ. Ректоры вузов активно участвовали в ее реализации вместе с ведущими предприятиями. Сейчас мы работаем над тем, чтобы еще на два года продлить эту программу.
РГ: Что может измениться в правилах приема в инженерные вузы?
АК: В целом порядок приема в вузы на 2015/2016 учебный год имеет высокую степень преемственности в сравнении с предыдущими годами. Мы заинтересованы в том, чтобы выпускники школ могли планировать свою деятельность. Начиная с этого года, вузы смогут учитывать индивидуальные достижения абитуриентов. Дополнительные баллы могут начисляться за спортивные достижения, аттестат с отличием, волонтерскую деятельность, участие в олимпиадах, итоговое сочинение. Вуз сам решает, сколько баллов начислять и за что. Важно, что все правила приема опубликованы вузами еще 1 октября. Поэтому рекомендую смотреть информацию на их сайтах.
РГ: Куда не надо поступать абитуриентам в этом году? Какие технические вузы ожидает реорганизация?
АК: Любые решения возможны только после взвешенной оценки последствий реорганизации. При этом все права студентов на образование по избранной специальности защищены. Также рекомендую посмотреть на общедоступном сайте www.miccedu.ru/monitoring/ результаты мониторинга вузов и филиалов. Очень полезная информация для вдумчивых абитуриентов и их родителей. Я сам им пользуюсь при необходимости.
4 сентября 1961
Родился в с. Ореховка Самарской области.
Окончил Тольяттинский политехнический институт, заочную аспирантуру Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН.
1984-1990
Работал инженером-конструктором в научно-техническом центре АвтоВАЗа.
1992-2005
Проректор, декан, заведующий кафедрой НОУ Тольяттинская академия управления.
2005-2012
Проректор, директор института технологий образования, директор центра образовательной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Руководитель и исполнитель свыше 50 проектно-аналитических работ в сфере развития профессионального образования, общественных финансов, управления предприятиями. Эксперт Всемирного банка. Автор свыше 60 публикаций.
2009
Вошел в Список лиц, включенных в резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента Российской Федерации.
Директор образовательной программы Президентской Академии: Подготовка высшего резерва управленческих кадров.
Имеет степень кандидата технических наук по специальности "Управление в социальных и экономических системах".
Женат, воспитывает сына и дочь.
Владимир Путин, президент РФ
Сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости.