В Кургане будут готовить пилотов международного класса

В Кургане представлен амбициозный проект, который может изменить географию подготовки летчиков международного класса.

Работа над проектом создания авиационного учебного центра в Кургане идет уже около года. Однако на днях на заседании регионального совета по улучшению инвестклимата впервые прозвучало, что он согласован на уровне Совета безопасности РФ, а до этого поддержан руководством Росавиации. Кроме того, около двух недель назад один из ведущих банков Германии, который является партнером авиакомпании Lufthansa, одобрил проект для финансирования и включил его в число двенадцати приоритетных, реализуемых при поддержке банка на территории России. После того как будет принято решение о выделении земельного участка под строительство учебного центра, начнется работа над бизнес-планом, под который банк откроет кредитную линию. Предполагается, что разработкой бизнес-плана займется Lufthansa.

По словам исполнительного директора российского предприятия "Лебарт" Дениса Лякишева, который занимается продвижением проекта, авиакомпания заинтересована во вхождении России в "воздушную семью" Lufthansa.

- Известно, что авиационный мир поделен на ряд сегментов. Альянс Lufthansa на территории России пока не представлен, - пояснил он. - Поэтому естественно стремление за счет учебного центра, который будет сертифицироваться международными, скорее всего немецкими, специалистами, вовлечь в контролируемый ими сегмент рынка авиакомпании России и ближнего зарубежья.

Вместе с тем Денис Лякишев отметил, что проект очень непростой с организационной точки зрения: его реализацию осложняет негативный внешнеполитический фон, введение рядом государств санкций против России.

- Нам пришлось достаточно много времени потратить на то, чтобы разъяснить нашим партнерам, что сфера авиационных перевозок и авиационной безопасности находится вне зоны санкций, - говорит Денис Лякишев.

Зачем нужен в Зауралье такой центр? По оценке инициаторов проекта, 90 процентов авиационного парка России сегодня составляют импортные самолеты и вряд ли в ближайшее время ситуация изменится. Между тем в соответствии с требованиями международной организации гражданской авиации каждый пилот, летающий на самолете иностранного производства, обязан раз в полгода проходить 16-часовой тренинг на тренажерах. Сертифицированные центры, оказывающие такие услуги, в основном расположены в Европе и США. В частности, российские летчики вынуждены каждые полгода проходить обучение в Тулузе (Франция) или в Сиэтле (США), чтобы получить сертификаты: без них к управлению воздушными судами не допустят. Такая зависимость, по мнению экспертов, опасна с точки зрения транспортной безопасности России да к тому же повышает затраты отечественных авиакомпаний: слишком дорого обходятся заграничные командировки и услуги международных сертификационных центров.

Поэтому идея создания учебного центра в России имеет хорошие перспективы. Изначально в качестве вариантов его размещения рассматривали несколько регионов. В результате предпочли Курган. В числе преимуществ специалисты назвали отличную взлетно-посадочную полосу в местном аэропорту, которая из-за его недозагруженности используется далеко не на полную мощность, современное аэронавигационное оборудование.

- Поначалу немецкая авиакомпания представляла Курган далекой глубинкой, - рассказал Денис Лякишев. - Я сам родился в Кургане, и пришлось долго убеждать партнеров в том, что наш город находится не где-то между Магаданом и Владивостоком, а фактически является географическим центром России.

На первом этапе реализации проекта планируется  построить в Кургане центр для тестирования летчиков, оснащенный авиационными 3D-тренажерами, полностью имитирующими условия полета. В некоторых странах летчиков готовят практически без учебных полетов - тренажеров оказывается достаточно. Планируется, что в курганском учебном центре будут обучать не только российских летчиков, но и их коллег из Казахстана, Белоруссии, Таджикистана, Узбекистана. Возможно также сотрудничество с Сирией, Ираном, Египтом, для которых командировать пилотов в Россию предпочтительней, нежели в страны Запада. По оценкам специалистов компании "Лебарт", России требуется около пяти тысяч летчиков в год, примерно столько же можно готовить для сопредельных стран.

Губернатор Зауралья Алексей Кокорин признался: когда возникла идея создать в Кургане авиационный учебный центр, некоторым она показалась фантастической. Глава региона и сам до последнего сомневался, что проект одобрит Совбез. Если все получится как задумано, это будет настоящий прорыв с точки зрения имиджа региона, отметил Алексей Кокорин.

Кстати

Общий объем инвестиций в создание учебного центра оценивается в 300 миллионов долларов США, или 18-20 миллиардов рублей по нынешнему курсу. Разработчики проекта планируют построить центр за год-полтора и уже в 2017 году запустить в работу.