Концерн General Motors заявил об уходе с российского рынка
Представители бренда Opel заявили о планах марки усилить свое присутствие на рынке Украины. Тем временем автодилеры, которые работали с продукцией GM в России, собираются подавать в суд на концерн, заявивший об уходе с российского рынка. Перспективы у судебного разбирательства неплохие, уверены эксперты "Российской газеты". По оценке Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) на обочину в результате решения GM оказались выкинуты почти 284 официальных дилера (137 - Opel и 147 - Chevrolet). Как отмечают в ассоциации, практика ухода автомобильных брендов с локальных рынков обычно не предполагает неожиданностей. Так, например, о планах марки Chevrolet по прекращению продаж в Европе с января 2016 года официальные дилеры были проинформированы еще в 2012 году. А большинство дилеров Chevrolet и Opel в России получили информацию об уходе марок из СМИ, а официальные документы от автопроизводителя до сих пор не получены.
"Ассоциация РОАД намерена и далее отстаивать интересы дилерского сообщества. РОАД будет контролировать развитие данной ситуации и оставляет за собой право выступить инициатором подготовки коллективных исков дилеров Chevrolet и Opel", - говорится в официальном письме на сайте организации. Как пояснили "РГ" в ассоциации, "на данный момент все автодилеры ждут официальных уведомлений от концерна, которые пока к ним не поступили. Как только они появятся, следующим этапом станет решение вопроса с подготовкой коллективных исков к концерну". Собеседник "РГ" в ассоциации подчеркнул, что "по первым оценкам стоимость технического обслуживания автомобилей марок Chevrolet и Opel, которые уедут с российского авторынка, увеличиться не должна".
Вопросов пока действительно больше, чем ответов, признал исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов в интервью "РГ". "В ситуации пока больше политики, чем экономики. Концерн GM, с одной стороны, должен поддерживать политику США. Но с другой - он обязан пытаться цивилизованно разрулить ситуацию. Тем не менее думаю, что в ближайшее временя вопрос решить не удастся", - считает он. "В то же время GM заявил, что они будут предоставлять компоненты и осуществлять какое-то обслуживание, так что самим дилерам нет необходимости разрывать отношения".
Много неопределенности и в той части, которая касается юридического урегулирования проблемы. "Говорить о перспективах дел против корпорации со стороны дилеров сейчас сложно, - сообщил Удалов. - Надо смотреть, как были заключены договоры и прописана ответственность за уход марки с рынка. Так как он неожиданный, думаю, вся юридическая коллизия будет заключаться в том, признают ли ситуацию форс-мажором". Напомним, продажи Opel и Chevrolet по итогам 2014 года упали на 20 и 29 процентов соответственно. Только в феврале потери Opel превысили 80, а у Chevrolet перевалили за 70.