Как уверяют практики, некоторые из адвокатов, работающих по назначению, начинают действовать в тесной связке со следователями. Эффективный метод в борьбе с подобной практикой: назначение конкретного защитника на конкретное дело должно быть случайным. Это может быть очередь или слепое распределение адвокатов компьютером, не важно. Главное, чтобы следователь не мог поднять трубку и вызвать конкретного защитника, с кем давно нашел общий язык.
По данным пресс-службы Федеральной палаты адвокатов, централизованное распределение дел по назначению с использованием интернет-программ в настоящее время практикуется в Самарской и Курганской областях, в Пермском, Хабаровском и Ставропольском краях, в Калининградской и Тамбовской областях. В регионах действуют разные программы, созданные независимо друг от друга.
Возможно, полагают эксперты, после обобщения опыта удастся создать универсальную программу, максимально удобную и эффективную. Но это непростая задача, потому что каждый регион имеет свою специфику. Поэтому, возможно, на основе одного программного продукта надо будет разработать несколько модификаций. Тогда каждый регион смог бы выбрать подходящую вариацию программы с учетом своей специфики.
Универсальная программа нужна для того, чтобы палаты, которые хотят внедрить электронную систему распределения дел по назначению, могли обратиться в ФПА и получить готовое программное обеспечение. В таком случае и полезный опыт гораздо быстрей распространится по стране.
Как рассказал "РГ" президент палаты адвокатов Самарской области Андрей Сучков, в регионе давно внедрили порядок распределения дел по назначению через координаторов созданного для этих целей Центра субсидируемой юридической помощи.
"Координатор получает требование от дознавателя, следователя или судьи и сразу же распределяет его очередному адвокату, который зарегистрировался в списке определенного муниципального района, после чего передвигает получившего требование адвоката в конец очереди", - поясняет Андрей Сучков. Вся работа Центра полностью компьютеризирована: от поступления телефонного звонка с требованием о предоставлении защитника (аудиофайл записи телефонной заявки автоматически вносится в базу данных), до распределения заявки, формирования карточки уголовного дела, контроля исполнения заявки и т.д.