Оборот антикварного рынка в городах ЮФО снизился вдвое

Оборот антикварного рынка в регионе снизился в несколько раз, по самым оптимистичным подсчетам, вдвое. Однако антиквары уверяют, что предметы старины по-прежнему являются самым выгодным вложением денег. Есть ли в этом зерно истины, разбирался корреспондент "РГ".

Золотой период

То, что в последние месяцы покупать раритеты стали меньше, подтвердили практически во всех регионах округа. Эксперт-оценщик из Астрахани Лидия Крылова утверждает, что заходить в антикварные лавки стали в четыре раза реже.

- Приобретают довольно скромные подарки, в основном статуэтки, - сказала Крылова. - Картины, старинная мебель у нас представлены не очень широко. По большей части малая пластика и предметы быта: посуда, самовары, подсвечники, чайники. Неизменным интересом пользуются иконы, но даже их сейчас не покупают.

Астрахань - город древний, бомбежек во время войны здесь не было, пощадили его и крупные пожары. Казалось бы, антиквариатом он должен быть богат, ан нет. Особым разнообразием астраханский антикварный рынок не отличается: три специализированных магазина, букинистическая лавка да барахолка, где иногда можно присмотреть какую-нибудь интересную вещицу. Любители старины утверждают, что самые необычные и ценные предметы были проданы еще в перестроечные времена, когда на прилавках оказались семейные коллекции, с которыми их хозяева не думали расставаться, да пришлось. В городе проводились даже аукционы, но этот золотой для коллекционеров период закончился быстро и, похоже, безвозвратно. Самые дорогие раритеты давно отвезли в столицу, где за них можно было выручить существенно больше денег. Туда "сбежали" картины прошлого века, иконы и редкие монеты.

В ожидании Тициана

Сегодня местные ценители древнего и прекрасного приобретают антиквариат, как правило, не в целях долгосрочных инвестиций, а в подарок или для украшения интерьера.

Что ни говори, а старинные фолианты на полках или бронзовые подсвечники любому дому придадут особый статус и колорит. За статуэтку покупатель готов заплатить в среднем от 10 до 15 тысяч. С декабря прошлого года и до нынешней весны, когда экономические неурядицы стали очевидны для всех, самый дорогой предмет был продан за 300 тысяч, но что это за вещь, продавцы не признаются. Коммерческая тайна.

По мнению экспертов, в Астрахани еще можно найти антиквариат, но весьма среднего уровня, а то и ниже. Впрочем, так было не всегда. Ведь именно здесь произошла история обретения "Мадонны Бенуа" кисти молодого Леонардо да Винчи. В 1914 году картина была куплена Императорским Эрмитажем у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Марии (в девичестве Сапожниковой) эта работа досталась по наследству от отца, богатейшего астраханского купца. Согласно семейному преданию, она была приобретена у бродячих итальянских актеров. Относительно недавно, в 1974 году, стало ясно, когда и при каких обстоятельствах "Мадонна с цветком" попала к Сапожниковым. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен "Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова", составленный в 1827 году. В описи за первым номером числится "Божья Матерь, держащая Предвечного Младенца на левой руке... Вверху с овалом. Мастер Леонардо да Винчи... Из коллекции генерала Корсакова".

Если в Астрахани однажды уже случилась столь удивительная история, значит, у местных коллекционеров есть надежда. Ведь математики недаром утверждают: если чудо - событие, случающееся один раз на миллион, то раз в месяц вы можете ждать чуда. Как знать, возможно, в еще сохранившихся и до сих пор неизученных семейных коллекциях или в запасниках ожидают своего часа бесценные полотна. Пусть не Леонардо, но, быть может, Тициана?

Картины убегают в Москву

В Ростове много лет действует клуб любителей старины, где могут оценить любую вещь, от мебели и живописи до монет и книг. Сюда стекаются самые интересные предметы старины Кавказа и из соседних регионов. Сейчас наметилась новая тенденция: в город стали попадать раритеты с Украины. Недавно на таможне задержали молодого человека, который пытался провезти одиннадцать старинных книг на старославянском и английском языках. Некоторые тома были изданы в начале двадцатого века в Санкт-Петербурге, другие - в Лондоне и в Филадельфии в XIX веке.

Оценить объем антикварного рынка, несмотря на достаточно высокий уровень экспертов, не получилось. Цифры звучали разные, от нескольких миллионов рублей до совершенно умопомрачительных сумм.

Есть мнение, что торговля антиквариатом - высокодоходной бизнес. Но те, кто действительно пытается заработать на старине, это не подтверждают. За последние лет тридцать раритеты дорожали примерно на 10 - 15 процентов в год. Продажа увеличивается только в сегменте классической живописи. Ростовские эксперты поддержали своих астраханских коллег в том, что картины "убегают" в Москву. На юге покупки дороже 300 тысяч делаются редко, приобретают в основном старинные предметы быта. Недаром говорят, что антиквариат - это вещи, которые мы забыли выбросить, прежде чем они выросли в цене.

- Заниматься антиквариатом - это интересно и выгодно, но, чтобы получить высокий доход, нужны и вложения существенные, - говорит владелец антикварного магазина. - При этом надо понимать: избыток обесценивает. Если на рынок хлынут предметы, аналогичные тем, на которых ты рассчитывал сделать прибыль, то проигрыша не избежать. Согласен с тем, что непрофессионал может заработать на антикварном рынке. Досталась от бабушки картина, искусствовед определил, что это Крамской, и все - в кармане большие деньги. Но так везет только однажды. Чтобы иметь более-менее стабильный доход, надо идеально знать рыночную конъюнктуру. Этот бизнес по зубам лишь тем, кто получил специальное образование.

Мнение

Роман Бочарников, дизайнер, координатор объединения "МойФасад":

- Большая часть раритетов не попадает на прилавки, поэтому назвать точные цифры вряд ли возможно. Обыватели считают, что элитой среди собирателей антиквариата являются те, кто специализируется на старинных полотнах. Но это не так. Бывает, что одна античная монета дает своему владельцу или перекупщику гораздо более серьезную прибыль, чем холсты. Если в Ростове "всплывает" классическая живопись, бронза или старинный фарфор, то, скорее всего, их владельцы будут искать покупателя в столице. Существует масса нюансов при оценке раритетов. Недаром говорят, что антикварный бизнес - это встреча старого хлама и новых денег. Есть еще и такое выражение: "антикварная вещь стоит столько, сколько клиент способен за нее заплатить". Много зависит от того, какая у раритета история. Если удается доказать, что какая-нибудь серебряная ложечка принадлежала царской семье, ее цена может взлететь в сотни раз.