"Тень несет меня
словно скрипку
в черном футляре.
Единственное что я хочу сказать
блестит вне пределов досягаемости
как серебро
у ростовщика".
Что происходит с миром, когда из него уходят поэты? В мире, как предупреждал когда-то Александр Блок, нарушается гармония.
Транстремера высоко ценил другой лауреат Нобелевки - поэт Иосиф Бродский. Сами шведы всегда ставили его в один ряд со своими национальными гениями - Августом Стриндбергом, Ингмаром Бергманом…
Транстремер был профессиональным психологом, когда-то работал даже в колонии несовершеннолетних преступников. Его называют и профессиональным пианистом - в 90-е годы, после инсульта, отказала правая рука, и он научился играть одной левой. Но мировая слава досталась ему как поэту.
В 50-е годы Тумас переводил французского сюрреалиста Андре Бретона. Сюрреализм стал важной для него школой. В 1954 году вышел первый его поэтический сборник "17 стихотворений". Последние сборники выходили уже в двухтысячных. Всего у Транстремера 12 книг стихов и прозы.
Его стихи - это парад метафор. В его стихах оглушает тишина. В его стихах невозможно скрыться от "взглядов тысяч людей в стране длинных теней".
Метафоры Транстремера гипнотизируют, так что не оторвешься. Вот, например, у него - Свет складывает Время, как бумажный лист. Корабли надуваются "ветром и важностью". Тюльпаны у него - "в поту от предчувствий". А "уши заложены от глубины и высоты одновременно". Мухи иголками пришивают тени к земле. Аллеи тянутся на поводках солнечных лучей. А сугробы за окном напоминают забытые варежки любимой.
Мир поэзии Транстремера - особенный, в нем скандинавская холодность легко уживается с вычурным барокко. Он не боялся экспериментов и даже трансформировал японские хайку. Поиски "чуда" были важной составляющей частью его философской концепции мира.
Известна серия графических работ к его стихотворениям, созданная российским художником-нонконформистом Игорем Вулохом. Транстремеру нравились эти рисунки. Его вообще Россия завораживала. Не случайно среди его стихов вдруг появился "Гоголь". А в посвященном русскому композитору "Сне Балакирева" вдруг выплывал корабль с надписью "Севастополь".
Транстремер видел мелкие детали жизни и умел подниматься над суетным. Он был готов к путешествию в вечность. И "чудесный его саквояж бился как сердце".
Поэты уходят - а сердцебиение хранит их поэзия. Прислушаемся?