Свои рекомендации зарубежные перевозчики внесли во внутренние правила сразу же после того, как стало известно, что пилот самолета A320 компании Germanwings ("Джерман уингз"), следовавшего из Барселоны в Дюссельдорф, заперся в кабине и целенаправленно вел самолет на снижение. Именно его поведение стало причиной гибели 150 человек. В последние минуты перед крушением первый пилот смог разбить дверь в кабину топором. Но было уже поздно.
"Оба пилота должны на протяжении всего полета постоянно находиться в кабине самолета", говорится в распоряжении Germanwings. Но Еврокомиссия оставила без изменений единые правила безопасности полетов.
Для России это вообще неактуально. В наших нормативах четко прописано, что в кабине не должен оставаться один член экипажа. Если первый или второй пилот выходят из-за штурвала, то на его место должен прийти, например, бортпроводник. Такие технологии действуют уже много лет, пояснили "Российской газете" в Росавиации. Поэтому риск, что один из членов экипажа закроется в кабине, сведен к нулю.
Что касается психологического здоровья пилотов, то в России изначально за штурвал не пускают тех, у кого были проблемы с психикой. Даже для того, чтобы получить права на вождение автомобиля, надо представить данные, что вы не состоите на учете в психдиспансере.
Понятно, что все живые люди и могут быть разные ситуации. И чтобы контролировать медицинское состояние экипажа, существуют регулярные проверки здоровья, как серьезные обследования, так и предполетный контроль, который проводят за два часа до взлета.
То, что пилот нервничает, определяют по дыханию, пульсу, сверхпотливости. На такого человека врачи обращают особое внимание. Также смотрят на общее поведение, выясняют, не употреблял ли пилот алкоголь или препараты, которые действуют на психику. Часто у тех, кто принимает выписанные врачом транквилизаторы, могут быть расширены зрачки. И это уже является сигналом для руководства авиакомпании задуматься о переводе такого члена экипажа на другую работу, которая не связана с ответственностью за жизнь большого количества людей.
Пилот, как и бортпроводник, должен владеть собой в экстренной ситуации, уметь успокоить дебошира и принять нужное решение, если вдруг откажет двигатель или еще что-то случится.
В Европейском союзе тоже действует правило, что пилот не имеет права сесть за штурвал, если не чувствует себя в силах осуществлять полет.
Авиакомпания отвечает за его соответствие всем медицинским критериям для выполнения рейса. Но пилоты в странах ЕС проходят медицинское обследование, включая психологическое и психиатрическое тестирование, только раз в году. И только после определенного возраста - уже один раз в полгода.
В Air Canada ввели новые инструкции без промедления.
Ранее о том, что внесены поправки в правила полетов и два пилота должны обязательно оставаться в кабине, сообщила норвежская авиакомпания Norwegian Air Shuttle ASA.
Германские авиакомпании с 27 марта этого года также ввели такое правило. По этому же пути пошло и министерство транспорта Австрии.
Эксперты не исключают, когда эти новации введет большинство авиакомпаний, то и Еврокомиссия изменит правила безопасности полетов.