"Идея такого кодекса витала в воздухе уже давно, поскольку сейчас административные дела рассматриваются судами общей юрисдикции в том порядке, который для этого определен Гражданским процессуальным кодексом РФ", - говорит Ярослав Авилов, федеральный координатор Общероссийского общественного движения "Корпус за чистые выборы". Попытки создать такой документ предпринимались и ранее. "Например, в 2000 году, за два года до принятия ГПК, был даже подготовлен и внесен в Госдуму проект закона о федеральных административных судах, но он так и не был принят", - вспоминает Ярослав Авилов. Вопреки названию, КАС не будет распространяться на производство по делам об административных правонарушениях, и делам об обращении взыскания на средства бюджетов РФ (п. 5 ст. 1 КАС). Кодекс регулирует рассмотрение в судах административных дел: об оспаривании нормативных правовых актов, решений и бездействия госорганов, защите избирательных прав и о компенсации за судебную волокиту. Административное судопроизводство также включает дела о ликвидации политических партий, религиозных и других некоммерческих организаций и СМИ, о принудительной психиатрической госпитализации и ряд других. При этом решения президента и правительства, Генпрокуратуры, Следственного комитета и Банка России можно будет оспорить только в Верховном суде.
КАС не является совершенно новым документом, его нормы были выделены в отдельный кодекс из двух других. "Этот кодекс по своей сути существовал и до этого, его нормы содержались в разделе III Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также в подразделе III раздела II Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК)", - говорит Кирилл Лобанов, партнер адвокатского бюро "Шабарин и партнеры". Решение о создании отдельного кодекса авторы документа объясняют тем, что ГПК исходит из равенства участников процесса, а в "административных и иных публичных правоотношениях" отсутствует как таковое равенство их субъектов. Что же вошло в КАС? "Кодекс состоит из 9 разделов, 39 глав, 365 статей, - поясняет Лилия Петрик, юрист Московской коллегии адвокатов "Александр Добровинский и партнеры". - КАС определяет принципы судопроизводства по административным делам и перечень дел, относящихся к административным; значение понятий "административная процессуальная правоспособность" и "административная процессуальная дееспособность"; подсудность и подведомственность административных дел, а также порядок судопроизводства, принятия и обжалования решений и т.д.".
При этом, по словам специалистов, судьба кодексов, из которых были изъяты эти нормы, не изменится. "Нормы КоАП остаются в силе, так как предмет регулирования этих законов разный, КоАП практически не затрагивает процессуальных вопросов, касаясь норм материального права", - говорит Ярослав Авилов.
Не все нормы КАС вступят в силу с 15 сентября. "Для ряда положений установлены иные сроки введения их в действие. Части 2 и 4 статьи 45, часть 8 статьи 125, часть 2 статьи 126, часть 7 статьи 299, часть 3 статьи 319, часть 4 статьи 347, части 4, 5 и 9 статьи 353 вводятся в действие с 15 сентября 2016 года", - говорит Лилия Петрик. В том числе осенью 2016 года должны начать действовать нормы об электронном обмене документами с судом. Станет возможной подача исков, обжалование и получение исполнительных листов в электронном виде. Есть нормы, которые вступят в силу только с 1 января 2017 года. Также закреплены переходные положения, согласно которым дела, находящиеся в производстве ВС РФ и судов общей юрисдикции, которые не были рассмотрены на момент вступления в силу КАС, подлежат рассмотрению в соответствии с ним.
Кодексом установлены ограничения, касающиеся лиц, которые могут представлять интересы истца в суде. Так, подавать заявления в защиту своих прав сможет любой потерпевший, однако вести дело в суде разрешено только лицу с высшим юридическим образованием. Для соблюдения этого правила суд потребует подтверждающие наличие диплома документы, которые должны прилагаться к иску. К примеру, диплом придется предъявлять членам общественных организаций, защищающим их интересы.
Однако в этом правиле есть исключения. Обязательное представительство вводится для граждан, не имеющих диплома юриста, только по административным делам, представляющим наибольшую сложность с точки зрения реализации гражданами своих процессуальных прав и обязанностей. Поэтому нанимать юриста понадобится не всегда. Кроме того, требование о наличии юридического образования не действует в отношении руководителей государственных и муниципальных органов.
По сравнению с действующим законодательством нормы об административном судопроизводстве серьезно ограничивают гласность рассмотрения споров. Так, суд вправе объявить заседание закрытым даже при отсутствии конфиденциальной информации, если "гласное обсуждение может помешать правильному разбирательству дела". Разрешение суда необходимо для трансляции процесса в Интернете, хотя для целого ряда споров сегодня это является стандартной и даже обязательной практикой. В некоторых случаях может быть закрыт доступ к уже оглашенному в открытом заседании решению. Впрочем, применение этих норм не является обязательным, а значит, судьи могут ими и не воспользоваться.