Зачем придуман этот фестиваль? В России ежегодно снимают до ста игровых фильмов, но к зрителям попадает меньше половины. На массовые экраны допущены фэнтези ("Вий", собравший около 4,5 млн зрителей), комедии ("Любовь в большом городе" - 2,2 млн), анимация ("Белка и Стрелка", чуть более 1 млн). Тиражи остальных мизерны, число зрителей, имеющих возможность их увидеть - капля в океане. Это хорошие картины, в большинстве - много лучше фильмов-рекордсменов. Они награждены призами, им аплодировали в США, Франции, Германии, Японии - везде, кроме России, где прокат решил, что "пипл не схавает". Многие фильмы вообще не шли: так было с картиной Владимира Мирзоева "Борис Годунов", с дилогией Сергея Соловьева "Асса-2" и "Анна Каренина" и многими другими, премьеры которых состоялись на нашем фестивале.
В СССР существовала "полка", где томились идеологически неугодные фильмы, - их скопились десятки. Новорусская "полка" - плод взбесившегося рынка, признающего только немедленную прибыль здесь и сейчас. Заброшенных картин уже многие сотни: кино, которое снимается, чтобы его смотрели, производит "фильмы-невидимки". Наш фестиваль открывает их публике. Интересно: именно забракованные прокатом картины становились его хитами и по результатам голосования публики получали Призы зрительских симпатий. "Мы и не знали, что у нас снимают такое хорошее кино!", - лейтмотив приходящих в ответ мейлов. "Дубль дв@" позволяет хорошему кино и тоскующим по нему зрителям наконец встретиться.
Что мы увидим в ближайшие две недели? Сразу несколько дебютов. "Репетиции" - не только фильм открытия фестиваля, но и фильм-открытие нового режиссера Оксаны Карас. Он, по словам Оксаны, "о сумасшедших отношениях в сумасшедшем городе" - молодой фильм о молодых людях, усердно репетирующих свою жизнь. Снятая два года назад на чистом энтузиазме картина прошла на фестивале в Тбилиси, взяла приз за лучший дебют на "Московской премьере" и залегла на "полку" в полной безнадеге. "Как меня зовут" - молодежная драма, тонкая, точная, чувственная, с отличными актерскими работами - дебют режиссера Нигины Сайфуллаевой. "Класс коррекции" Ивана Твердовского промчался по фестивалям, срубая приз за призом, но у нас его показали на самых неудобных сеансах. Судьбы подростков-инвалидов - горячая тема во всем мире, но наш прокат ее стесняется, зрители к именитому фильму так и не пробились. "Если все..." - дебют Наталии Беляускене в большом кино, картина с грандиозным актером Микаелом Погосяном, история о русской девушке, приехавшей в Армению в поисках могилы погибшего отца, фильм о войне - как о нашей общей беде. Дебюты объединены молодой энергетикой и свежим взглядом на мир, и в них - надежды нашего кино. Надежды, о которых мы не знаем.
Режиссер Андрей Эшпай, мастер известный, выступает с "Элизиумом" - непростой картиной о романтической легенде, связанной с именами поэтов Максимилиана Волошина и Николая Гумилева. После премьеры на "Кинотавре" фильм залег у режиссера дома, его никто не видел. Серебряный век воскреснет и в другом знаковом фильме: "Роль" Константина Лопушанского участвовала в конкурсе Московского фестиваля, и на этом ее путь к зрителям оборвался. В ней знаменитый актер (Максим Суханов) увлекается идеями выдающегося театрального деятеля начала ХХ века Николая Евреинова и пытается слить театр с жизнью, прожив чужую судьбу не на сцене, а в реальности.
Не повезло Александру Котту: после ряда успешных сериалов и популярной "Брестской крепости" он снял молчаливое, сражающее эпической красотой, трагическое "Испытание" о любви, вечности и смерти, которую себе кует человечество. Фильм признан лучшим на "Кинотавре", получил Гран-при фестиваля в Токио и полное равнодушие родного кинопроката: по данным "КиноПоиска", его смогли посмотреть... около 2 тысяч зрителей. Чуть больше зрителей - целых 5 тысяч! - у "Дурака" Юрия Быкова, взрывной социальной драмы, которую, правда, показал один из телеканалов - но глубокой ночью, когда все спят.
И совсем не повезло Александру Басову. Наделенный все более редким даром сочувствия, он снял умную, простую по фабуле, но проникновенную драму о нашем общем доме, распавшемся на осколки, и о тщетных попытках собрать распавшиеся жизни - фильм "Дом, милый дом". Снял на свои деньги, на строительстве собственной дачи. Но фильм, который мог бы согреть душу многим людям, не заинтересовал ни прокат, ни телевидение. На фестивале - его первый показ публике.
Кино, искусство синтетическое, вобрало в себя приемы и методы всех братских искусств, от литературы до живописи до, конечно же, театра. Театр как тема и как стиль занимает важное место в фестивальной программе: комедия "Тупой жирный заяц" Славы Росса переносит нас за кулисы провинциального ТЮЗа, "Доктор" Владимира Панкова - эксперимент, выросший из его же музыкально-драматического спектакля в московском театре "СаунДрама" (фабула напоминает "Записки юного врача" Булгакова); "Собачий рай" Анны Чернаковой - семейный фильм о Москве 53-го года, воссозданной в лучезарных тонах детства и почти театральных декорациях.
Главные герои фестиваля в этом году - наши новые лауреаты премии "За выдающийся вклад в киноискусство" творческий и семейный тандем Владимира Меньшова и Веры Алентовой. Меньшов - мастер, владеющий редким секретом: он знает, как соединить массовость своего искусства с высоким художественным качеством. Алентова, актриса великолепная, стала его союзницей в жизни и в искусстве, незаменимой героиней его фильмов, подарив нам интереснейшие роли на экране и театральной сцене. Мы покажем их работы, созданные вместе и порознь: дебютный фильм Меньшова "Розыгрыш" (1976), главную роль Алентовой в драме Юлия Райзмана "Время желаний" (1984) и совместную картину "Зависть богов" (2000).
Как обычно, фестиваль использует все возможности интернета: можно вступить с авторами в прямой контакт, написав им свой отзыв об увиденном и поставив фильму свою оценку по 10-балльной шкале, где высшая оценка - 10. По результатам голосования будет присужден Приз зрительских симпатий, авторы лучших отзывов-рецензий награждаются памятными подарками и фестивальными дипломами. Каждый фильм доступен для просмотра в течение 48 часов, смена программ - в полночь каждого дня. Все подробности, трейлеры, знакомство с режиссерами, фильмы и фестивальный форум - на сайте d2.rg.ru.