Проблема обострилась в конце прошлого года, в связи с кризисом. Но вообще-то база под неблагополучную ситуацию была заложена полтора года назад, когда вступил в силу новый Закон "Об образовании в РФ", поменявший порядок оплаты детсада.
Старый закон семьи защищал. Он ограничивал родительскую оплату. За пребывание ребенка в детском саду величина платежа не могла превышать 20% суммы фактических затрат детского сада. Многодетные семьи оплачивали, по тому же закону, не более 10%. Кроме того, родителям частично компенсировались их расходы: не менее 20% внесенной платы за первого ребенка, 50% - за второго и 70% - за третьего. В итоге получалось, что платеж за одного ребенка составлял только 16% всех расходов на его содержание, за второго - плата уменьшалась до 10%, а третий малыш мог посещать сад практически бесплатно - платеж составлял лишь 3%. Понятно, что удерживать родительскую плату на таком уровне можно было только за счет бюджетных дотаций садам.
Но с 1 сентября 2013 года все изменилось. Вступил в силу Федеральный закон "Об образовании в РФ". Норма об ограничении оплаты в него не попала. Компенсации, правда, сохранились, и вроде бы даже в прежних размерах. Но если раньше они считались от внесенной родителями суммы, то по новому порядку - от некой средней величины платежа, которую выводили по всем местным садикам региональные чиновники. Мало того, что такие расчеты были, мягко говоря, непрозрачными. Но к тому же в результате таких преобразований размер компенсации оказывался одинаковым у всех родителей вне зависимости от того, высокая была оплата в саду или нет.
А главное, такая странная арифметика никак не препятствовала необоснованному завышению размеров родительской платы. Ничто не ограничивало учредителя детского учреждения установить стоимость услуг детсада на свое усмотрение. Понятно, что на местах этой прорехой в нормативной базе не преминули воспользоваться.
Например, в Казани, как выяснили в ОНФ, проведя рейд по регионам, сегодня родителям приходится платить в среднем 2283 рубля, почти вдвое больше, чем год назад. Немудрено, что родители активно протестуют. Также резко подскочили расходы на детсады в Смоленской и Ульяновской областях, Чувашии, Башкортостане, других регионах.
То, что цены берутся "с потолка", видно сразу: даже в разных муниципалитетах одного региона разброс оплаты очень большой. Например, в Республике Коми: в Сыктывкаре с 1 января 2015 года услуги разных садиков подорожали от 9 до 45%, в Воркуте плата поднялась на 50%, в Ижемском районе - на 18%, в Троицко-Печорском районе - на 25%, а в Ухте - на 30%. Самый большой скачок платы произошел в Чите, там детсады подорожали сразу более чем в 1,5 раза.
Проанализировав ситуацию, в ОНФ предложили вернуться к прежней схеме и устанавливать максимум родительских платежей в каждом муниципалитете или городском округе. Расчеты будут делать на местах, а утверждать и контролировать - на уровне региона. Эта мера поможет семьям с детьми и снизит рост социальной напряженности, сказала "РГ" сопредседатель Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Ольга Тимофеева.
Как повысилась оплата в детских садах в 2015 году
В Новосибирске - на 27%, до 1600 руб.
В Татарстане - в среднем на 12%.
В Нижнем Новгороде - на 20%.
В Ярославле с января - на 15%. При этом еще одно повышение запланировано на лето - еще на 10%.
В Иркутске - в среднем на 15%.
В Красноярске для воспитанников ясельной группы (дети от 1,5 до 3 лет) плата составит 1015 рублей, для детей старше трех лет - 1200 рублей (рост от 3,6 % до 22%).