Этот семейный и творческий союз вошел в историю кино уже тем, что стал душой и сердцем оскароносного фильма "Москва слезам не верит". Секрет искусства высоких кондиций и при этом популярного подвластен немногим - лауреаты из их числа.
Меньшов снимает весело. При кажущейся угрюмости и резкости суждений он - заводной. Любит импровизировать, провоцировать, работать на грани фола. Что, конечно, вызывает раздражение его коллег - они не умеют так заводиться, им это кажется недостойным большого искусства, которое должно хранить серьезную мину. Меньшов уже и классик, и оскаровский лауреат, и глава "оскаровского комитета", и народный артист, но все равно в кругу столичных штучек он немного чужак. И это хорошо: не подвержен влияниям тусовки - снимает кино, какое хочет, как его понимает, каким любит.
Как актер Меньшов начинал важной для 70-х ролью молодого механизатора, который сам себя выдвигал на пост председателя колхоза. Это был фильм Андрея Сахарова "Человек на своем месте" - одна из картин, которые уже тогда заговорили о самостоятельности мышления, о независимости инициативных людей от замшелых властей.
Как режиссер Меньшов дебютировал "Розыгрышем", где в обложке молодежного музыкального фильма предлагался нравственный спор о цене злой лжи и о природе лидерства. Картина вошла в число лидеров проката, критика приняла ее благосклонно. Размолвка началась со второй картины - "Москва слезам не верит": ее триумф был принят как успех "выскочки", всенародное признание трактовалось как свидетельство дурновкусия и невзыскательности. "Оскар" фильму многими режиссерами СССР был воспринят как пощечина лично им. Но следующая картина "Любовь и голуби" была так неотразима, что даже критика сменила тон и писала о ней если не восторженно, то благожелательно.
И фарсовая комедия "Ширли-мырли", и мелодрама "Зависть богов" были отлично приняты зрителями и плохо - критикой, которая к тому времени со зрителями расплевалась. Повторялась история "Веселых ребят" - тоже всенародно любимых: коллеги требовали их запретить, но фильмы коллег забыты, а "джаз-комедию" любят до сих пор. Так и фильмы Меньшова - их любят, и это надолго.
Его творчество было бы, вероятно, иным, если бы не поддержка и прямое участие его супруги и музы актрисы Веры Алентовой. Они поженились на 2-м курсе Школы-студии МХТ. И хотя Алентова в кино уже снималась, роль в фильме "Москва слезам не верит" стала ее настоящим дебютом и вынесла к вершинам славы. Вера Алентова покорила зрителей не только красотой, но и умным талантом - качество редкое, его ощущаешь в любой ее роли.
Оба наших лауреата работают в самых трудных кинематографических жанрах, где не укроешься за привычный артхаусный выпендреж. То, что они умеют, не умеет в нашем кино больше никто. Отдельное, штучное, талантливое в каждом кадре кино.
"Репетиции" - дебют Оксаны Карас. На фестивале "Московская премьера" фильм получил приз за лучший дебют, но на экраны так и не вышел.
- Возможно, это результат неопытности: мы все делали впервые. Долго искали дистрибьютора, который мог бы прокатать картину в кинотеатрах, никого не убедили. Наверное, потому, что сейчас заработать можно только на американских фильмах, а российское кино прокатчикам неинтересно. А я люблю российское кино, мне интересно, что снимают коллеги и ровесники. Мне очень не хватает на экране историй про людей нашей страны.
Идею показать еще почти никем не виденный фильм на онлайновом фестивале Оксана принимает с энтузиазмом:
- Кино нельзя снимать "в стол", а Интернет - прекрасная площадка. И я бесконечно благодарна фестивалю "Дубль дв@": он делает великое дело, помогая фильмам дойти до зрителей.
На "Дубль дв@" фактически ваша премьера. Как вы определяете тему картины?
Оксана Карас: Она о любви и малодушии. Когда мы не можем принять решение самостоятельно. Героям 30 лет, они талантливы, живут в большом изматывающем мегаполисе. То, что происходит с ними, свойственно любому: откладывать самые важные решения на потом. Мы не умеем жить здесь и сейчас, и жизнь принимаем за ее репетицию, а все настоящее будет когда-то потом.
Сценарий ваш?
Оксана Карас: В целом - да. Но я сценарист начинающий, запуталась в финалах и обратилась за помощью к драматургу Керен Климовски - она и помогла "докрутить" все линии. Так что мы с ней соавторы и обязательно еще будем работать вместе.
Два слова об актерах фильма.
Оксана Карас: Саша Виноградова была в числе лучших учениц Марка Захарова. У нее огромный потенциал характерной, даже гротескной актрисы. Я с самого начала знала, что главную роль в фильме будет играть Саша: у нее интеллектуальный тип красоты, она высокая, астеничная. Мне важно, чтобы были надлом, нервность, юмор и сексуальность - все это в Саше есть. Ну а работать с Никитой Ефремовым - счастье. Он очень умный артист. Легкий, ироничный, но при этом в нем такая глубина - бездна. Первая встреча была такой: "Никита, привет, вот сценарий, денег нет, продюсеров нет, первые сцены будем снимать у меня дома, но все будет, я все найду, ты мне веришь?!" Он ответил: "ОК, не вопрос". И я бесконечно признательна каждому артисту - никто не сказал: "Бесплатно сниматься не буду!" Все, кого я хотела, согласились. То есть этот фильм сделан по любви. У меня была маниакальная идея, что деньги - компонент важный, но не решающий. Конечно, обидно, что не получилось затраченные средства вернуть, но у каждого фильма своя судьба, и, может, не сразу, но она состоится.
Полный текст интервью читайте на сайте кинофестиваля.
6 апреля 2015 года в 15.00 в медиацентре "Российской газеты" состоится торжественное открытие VI Онлайн-кинофестиваля "Дубль дв@".
Среди почетных гостей - выдающийся творческий дуэт: режиссер Владимир Меньшов и актриса Вера Алентова, которым будет вручен приз "За выдающийся вклад в российское киноискусство". Церемонию открытия посетят съемочные группы фильмов-конкурсантов, актеры Елена Коренева, Ирина Денисова, Ольга Шелест, Алексей Вертков, Петр Федоров, Александр Яценко, наши лауреаты прошлых лет: режиссеры Алла Сурикова, Александр Зельдович, Андрей Зайцев и другие.
Аккредитация:
Тел: 8 (499) 257-59-79, 8 (905) 507-98-39; Е-mail: mediacentr@rg.ru
Адрес медиацентра: Москва, ул. Правды, д. 24, стр. 4, 9-й этаж (м. "Савеловская")