Соответствующие поправки внесены в законы о статусе судей и об органах судейского сообщества.
У судьи особая миссия: зачастую суд - это последняя инстанция, где человек может найти справедливость. Когда бюрократы окружили гражданина стеной, когда в любимом магазине обманули и нахамили, когда нагрубили соседи, зачастую помощи ждать неоткуда, кроме как в суде. Но для этого и судья должен быть и человеком, и профессионалом с большой буквы.
Все это общеизвестные и бесспорные вещи. Однако многое зависит от процедуры отбора. Именно она должна отсеивать недостойных и пропускать к должности лучших. Экзамен - часть этой процедуры. До сих пор практика приема экзаменов в регионах могла отличаться. Сейчас будут разработаны единые стандарты на федеральном уровне.
Экзаменационные билеты будут содержать три теоретических вопроса по различным отраслям права, две задачи по вопросам судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа.
Причем готовиться документ должен по макету дела. То есть на основе какой-то реалистичной ситуации. Результаты экзамена признаются действительными в течение трех лет.
Формулировать экзаменационные вопросы и утверждать задачи по вопросам судебной практики и задания по подготовке процессуального документа будет Высшая экзаменационная комиссия по согласованию с Верховным судом России.
Закон прописывает и порядок формирования экзаменационных комиссий. Особо прописывается, что экзаменационная комиссия принимает экзамены у кандидата только в том случае, если заключение о рекомендации на должность относится к полномочиям квалификационной комиссии судей данного региона.
До сих пор действовало правило, что тот, кто провалил экзамен, то есть начал отвечать, стал плавать и засыпался, может прийти на переэкзаменовку не раньше, чем через полгода. Порядок остается прежним, но точно такие же правила введены для тех, кто взял билет, но не стал отвечать. Формально такой кандидат не провалил экзамен. Но, с другой стороны, он ведь и не сдал. Раньше считалось, что попытка не пытка. Теперь законодатели полагают, что даже за такую попытку надо отвечать. Коль не получилось - иди готовься.
Для допуска к экзаменам нужен диплом либо специалиста, либо магистра в области права. Ранее от претендентов требовалось просто наличие высшего юридического образования. Однако после перехода на Болонскую систему образования в юридическом мире возникла масса вопросов.
У нас появились не только специалисты, но и бакалавры, и магистры. Многие полагают, что подготовка бакалавра недостаточна для работы. Теперь в законе прописано, что судья должен иметь или образование старой школы, или степень магистра.
Но магистру разрешат претендовать на мантию лишь в том случае, если и диплом бакалавра защищен также по юриспруденции.
Хотя в целом в профессиональном сообществе отношение к магистрам-юристам, не имеющим юридического бакалавриата, не такое однозначное. Некоторые считают их недоучками, которым нельзя доверить серьезное юридическое дело. По сути, магистров, пришедших в право со стороны, ставят в один ряд с бакалаврами-юристами, тоже не считают полноценными правоведами.
С другой стороны, у "неполноценных" магистров есть и защитники. Они говорят, что такой человек может обладать более широким кругозором, а в право он приходит сознательно, в отличие от многих бывших школяров. По сути, магистратура может стать аналогом второго высшего образования, тем более что многие юристы-заочники из советских времен потом становились светилами юриспруденции. Прежний опыт им только помогал.
Как бы то ни было, сейчас возобладало мнение ввести ограничения для магистров, не имеющих юридического бакалавриата. Но, возможно, в перспективе стоило бы рассмотреть вопрос о создании специальных курсов и для таких магистров, позволивших бы и им претендовать на серьезную работу в юридическом мире.
Кстати, ряд правоведов предлагают также реанимировать идею Верховного суда России о создании специальных курсов подготовки судей. Обучение должны в обязательном порядке проходить все, кто претендует на мантию.