Посмотрев "Собачий рай", понял, что ваш любимый автор - Чехов.
Анна Чернакова: Да, но это не попытка сознательно работать в "чеховском ключе". Просто мне интересны взаимоотношения людей, их сложность. Во ВГИКе режиссерским анализом текста с нами занимался Анатолий Васильев. Разбирали произведения Мольера, Чехова, Достоевского, Платона... Так что многие инструменты, которые я использую, идут от тех занятий.
Фильм рафинированно интеллигентен. Это выражается не в постоянном умствовании, а в способе людей общаться, в атмосфере корректности и интереса друг к другу.
Анна Чернакова: Это недостаток, наверное. Я не уверена, что у нас осталось много зрителей, готовых к восприятию разговора в таких интонациях. Чтобы пробиться к происходящему сейчас, нужно говорить более грубо и беспощадно. Хотя вот факт: мы для пробы показывали "Собачий рай" школьникам, и 12-14-летние ребята удивительно тонко воспринимали картину. Даже во многом точнее и непосредственнее, чем взрослые, - у тех уже сформированы штампы, представления о том, каким должно быть кино. Были показы и в колониях - и для взрослых преступников, и для несовершеннолетних. Представляете, вот такую историю о детстве, о 50-х годах, о чистых, наивных даже взаимоотношениях - показывают в колонии, где подростки сидят за грабежи, изнасилования и убийства. Но и там, оказывается, есть и потребность в таком уровне разговора, и способность воспринимать его... И все-таки мне бы теперь хотелось попробовать себя в другом материале - в жесткой жанровой истории, например.
Все равно вы будете задавать зрителю интеллектуальную загадку - как я понял, это ваша органика.
Анна Чернакова: По поводу моего фильма "Смерть в пенсне, или Наш Чехов" один ваш коллега сказал, что я существую вне хронотопа. Это было как клеймо.
А мне это нравится: в современном российском кино быть "белой вороной", по-моему, почетно... Как сложилось ваше сотрудничество с Александром Адабашьяном?
Анна Чернакова: Мы начали работать вместе на фильме "Смерть в пенсне...". Мы принадлежим к различным поколениям, у нас много несовпадений, но много общих черт биографии: он заканчивал Строгановское, я - Мухинское, и по первому образованию оба художники. Нам интересно одно и то же. Хотя, конечно, мы в работе спорим - это нормально. Сценарий "Собачьего рая" был напечатан в журнале "Искусство кино" под названием "Проезд Серова". Писался он для другого режиссера, потом еще несколько человек пытались найти финансирование, но не сложилось. Мне сценарий нравился, я считала, что это драматургия высочайшего уровня. Поэтому, как только сценарий "освободился", я попросила разрешения его снять.
Изобразительное решение необычно: вы там только траву не покрасили. Почему избран такой условный ход?
Анна Чернакова: Но ведь в финале собака совершает служебное преступление - такую историю нельзя рассказывать как бытовую. Для меня это история о детстве и о том, какими дети видят взрослых, понимая про них нечто такое, о чем взрослые и не догадываются. О другом возрасте, другом ощущении, воздухе - другом мире... И нужен был полный контроль над тем, что в кадре, - а для этого надо строить павильон. Бюджет маленький, и мы придумывали, как соединить два павильона, чтобы пространство казалось большим. И много смотрели живопись 50-х годов: Лактионов, Яблонская, Решетников... Художники придумали павильон прекрасно - его даже спустя месяцы после съемок продюсеры не решались сломать! Это было живое пространство.
Интересно музыкальное сопровождение: вы нашли не затертые, но точные песни того времени.
Анна Чернакова: Мне было важно, чтобы все, работавшие на картине, погрузились в ту атмосферу - ведь были другие взаимоотношения, другие глаза у людей. Наши репетиции начинались с того, что мы пели песни того времени - для разгона. В гримерке крутились записи радиопрограмм 50-х - театральных, новостных, детских... А композитора я пригласила из другого мира: англичанин Гэвин Брайэрс, с которым я сделала уже четыре картины.
Ведущие роли в фильме играют дети. Как вы нашли ваших ребятишек?
Анна Чернакова: Был долгий кастинг, но даже за три недели до съемок у меня еще не было главных героев! В результате в роли девочки Тани снялась одиннадцатилетняя Аня Корнева. У нее есть брат-близняшка, и я их впервые увидела в коридоре студии, где они пытались обмануть автомат, продающий сникерсы. Она стеснялась, а потом постепенно раскрывалась, и каждый день с ней было все интересней. У нее потрясающая органика, и все на коротком замыкании: что она чувствует - отражается на лице. С мальчиком, чья семья вернулась из магаданской ссылки, было сложнее. Репетировали несколько ребят, в итоге мы утвердили Аниного ровесника Сашу Кудрявцева. Но у него другая природа, и работать с ним пришлось иначе, чем с Аней. Они мгновенно подружились, еще на репетициях. Потом поссорились. Потом опять подружились. В свободное от дублей и репетиций время исчезали в декорации, у них там шла своя тайная жизнь. А мы, благодаря прикрепленным к ним микрофонам, иногда слышали их замечательные диалоги. Жаль, что было невозможно использовать их в фильме!
Многое в картине напоминает стилистику фильмов 50-х - они тоже сняты в павильоне, и в них другой стиль актерской игры.
Анна Чернакова: Мы этого хотели. Поскольку я в то время не жила, мое представление о нем складывалось по кино, литературе, живописи. Радиопостановки, голос Бабановой - в этом для меня ощущение времени. Я много смотрела фильмов начала 50-х - там другой тонус! Как ни странно это звучит сейчас, людям было знакомо ощущение счастья: они верили, что жизнь становится лучше. Так и было: отстраивали города, ежегодно снижали цены. Послевоенное ощущение счастья. Потом оно исчезло совсем.
Какому зрителю вы адресуете свой фильм?
Анна Чернакова: Я хотела снять кино, которое будет интересно и школьникам, и их родителям, и чтобы для каждого возраста в нем была своя история. То есть, это классическое, хорошо забытое кино для семейного просмотра. Для детей это история о дружбе, о собаке, о расставании, о странных взрослых. Для взрослых это история о детстве, воспоминание о том, как тогда воспринимался мир. Еще это воспоминание о том времени, о 50-х годах, когда не запирались двери, когда соседи по двору знали друг друга по именам. И, как сказал один наш тринадцатилетний зритель, "у людей было во что верить".
Анна Чернакова окончила Художественно-промышленное училище имени В.Мухиной и ВГИК, мастерскую Марлена Хуциева. Член Союза кинематографистов РФ, гильдии кинорежиссеров Великобритании и России.
Избранная фильмография: