Онлайн-кинофестиваль "Дубль дв@" начинает показ фильма "Собачий рай"

"Собачий рай" - фильм из других времен, из тех, на которые пришлось детство сценариста картины Александра Адабашьяна. А вот ее режиссер Анна Чернакова тогда еще не родилась. Ее первый фильм "Вишневый сад" был снят в 1993 году.

Посмотрев "Собачий рай", понял, что ваш любимый автор - Чехов.

Анна Чернакова: Да, но это не попытка сознательно работать в "чеховском ключе". Просто мне интересны взаимоотношения людей, их сложность. Во ВГИКе режиссерским анализом текста с нами занимался Анатолий Васильев. Разбирали произведения Мольера, Чехова, Достоевского, Платона... Так что многие инструменты, которые я использую, идут от тех занятий.

Фильм рафинированно интеллигентен. Это выражается не в постоянном умствовании, а в способе людей общаться, в атмосфере корректности и интереса друг к другу.

Анна Чернакова: Это недостаток, наверное. Я не уверена, что у нас осталось много зрителей, готовых к восприятию разговора в таких интонациях. Чтобы пробиться к происходящему сейчас, нужно говорить более грубо и беспощадно. Хотя вот факт: мы для пробы показывали "Собачий рай" школьникам, и 12-14-летние ребята удивительно тонко воспринимали картину. Даже во многом точнее и непосредственнее, чем взрослые, - у тех уже сформированы штампы, представления о том, каким должно быть кино. Были показы и в колониях - и для взрослых преступников, и для несовершеннолетних. Представляете, вот такую историю о детстве, о 50-х годах, о чистых, наивных даже взаимоотношениях - показывают в колонии, где подростки сидят за грабежи, изнасилования и убийства. Но и там, оказывается, есть и потребность в таком уровне разговора, и способность воспринимать его... И все-таки мне бы теперь хотелось попробовать себя в другом материале - в жесткой жанровой истории, например.

Все равно вы будете задавать зрителю интеллектуальную загадку - как я понял, это ваша органика.

Анна Чернакова: По поводу моего фильма "Смерть в пенсне, или Наш Чехов" один ваш коллега сказал, что я существую вне хронотопа. Это было как клеймо.

А мне это нравится: в современном российском кино быть "белой вороной", по-моему, почетно... Как сложилось ваше сотрудничество с Александром Адабашьяном?

Анна Чернакова: Мы начали работать вместе на фильме "Смерть в пенсне...". Мы принадлежим к различным поколениям, у нас много несовпадений, но много общих черт биографии: он заканчивал Строгановское, я - Мухинское, и по первому образованию оба художники. Нам интересно одно и то же. Хотя, конечно, мы в работе спорим - это нормально. Сценарий "Собачьего рая" был напечатан в журнале "Искусство кино" под названием "Проезд Серова". Писался он для другого режиссера, потом еще несколько человек пытались найти финансирование, но не сложилось. Мне сценарий нравился, я считала, что это драматургия высочайшего уровня. Поэтому, как только сценарий "освободился", я попросила разрешения его снять.

Изобразительное решение необычно: вы там только траву не покрасили. Почему избран такой условный ход?

Анна Чернакова: Но ведь в финале собака совершает служебное преступление - такую историю нельзя рассказывать как бытовую. Для меня это история о детстве и о том, какими дети видят взрослых, понимая про них нечто такое, о чем взрослые и не догадываются. О другом возрасте, другом ощущении, воздухе - другом мире... И нужен был полный контроль над тем, что в кадре, - а для этого надо строить павильон. Бюджет маленький, и мы придумывали, как соединить два павильона, чтобы пространство казалось большим. И много смотрели живопись 50-х годов: Лактионов, Яблонская, Решетников... Художники придумали павильон прекрасно - его даже спустя месяцы после съемок продюсеры не решались сломать! Это было живое пространство.

Интересно музыкальное сопровождение: вы нашли не затертые, но точные песни того времени.

Анна Чернакова: Мне было важно, чтобы все, работавшие на картине, погрузились в ту атмосферу - ведь были другие взаимоотношения, другие глаза у людей. Наши репетиции начинались с того, что мы пели песни того времени - для разгона. В гримерке крутились записи радиопрограмм 50-х - театральных, новостных, детских... А композитора я пригласила из другого мира: англичанин Гэвин Брайэрс, с которым я сделала уже четыре картины.

Ведущие роли в фильме играют дети. Как вы нашли ваших ребятишек?

Анна Чернакова: Был долгий кастинг, но даже за три недели до съемок у меня еще не было главных героев! В результате в роли девочки Тани снялась одиннадцатилетняя Аня Корнева. У нее есть брат-близняшка, и я их впервые увидела в коридоре студии, где они пытались обмануть автомат, продающий сникерсы. Она стеснялась, а потом постепенно раскрывалась, и каждый день с ней было все интересней. У нее потрясающая органика, и все на коротком замыкании: что она чувствует - отражается на лице. С мальчиком, чья семья вернулась из магаданской ссылки, было сложнее. Репетировали несколько ребят, в итоге мы утвердили Аниного ровесника Сашу Кудрявцева. Но у него другая природа, и работать с ним пришлось иначе, чем с Аней. Они мгновенно подружились, еще на репетициях. Потом поссорились. Потом опять подружились. В свободное от дублей и репетиций время исчезали в декорации, у них там шла своя тайная жизнь. А мы, благодаря прикрепленным к ним микрофонам, иногда слышали их замечательные диалоги. Жаль, что было невозможно использовать их в фильме!

Многое в картине напоминает стилистику фильмов 50-х - они тоже сняты в павильоне, и в них другой стиль актерской игры.

Анна Чернакова: Мы этого хотели. Поскольку я в то время не жила, мое представление о нем складывалось по кино, литературе, живописи. Радиопостановки, голос Бабановой - в этом для меня ощущение времени. Я много смотрела фильмов начала 50-х - там другой тонус! Как ни странно это звучит сейчас, людям было знакомо ощущение счастья: они верили, что жизнь становится лучше. Так и было: отстраивали города, ежегодно снижали цены. Послевоенное ощущение счастья. Потом оно исчезло совсем.

Какому зрителю вы адресуете свой фильм?

Анна Чернакова: Я хотела снять кино, которое будет интересно и школьникам, и их родителям, и чтобы для каждого возраста в нем была своя история. То есть, это классическое, хорошо забытое кино для семейного просмотра. Для детей это история о дружбе, о собаке, о расставании, о странных взрослых. Для взрослых это история о детстве, воспоминание о том, как тогда воспринимался мир. Еще это воспоминание о том времени, о 50-х годах, когда не запирались двери, когда соседи по двору знали друг друга по именам. И, как сказал один наш тринадцатилетний зритель, "у людей было во что верить".

Досье

Анна Чернакова окончила Художественно-промышленное училище имени В.Мухиной и ВГИК, мастерскую Марлена Хуциева. Член Союза кинематографистов РФ, гильдии кинорежиссеров Великобритании и России.

Избранная фильмография:

  • "Вишневый сад" (1993) Гран-при на к/ф в Минске, участник фестивалей в Сочи, Токио
  • "Last Summer" (Канада, 2000)
  • "Billesdon Millennium Music" (документальный, Великобритания, 2001)
  • "Sea and Stars" (анимационный, Канада, 2002) - участник более 30 международных фестивалей
  • "ClaudelNO" (документальный, Великобритания-Франция)
  • "Мир" и другие космические истории" (документальный, Великобритания, 2007)
  • "Сезон туманов" (Россия - Великобритания, 2007). Приз за лучшую женскую роль на фестивале "Киношок" в Анапе, спецприз жюри на фестивале "Верное сердце", Гран-при и приз за лучшую мужскую роль на фестивале "Русское зарубежье"
  • "Смерть в пенсне, или Наш Чехов" (2010). Участник фестивалей "Сталкер" в Москве, к/ф в Чебоксарах (приз за лучшую мужскую роль второго плана), Таганроге, Севилье
  • "Собачий рай" (2013). Спецприз жюри фестиваля "Окно в Европу", Выборг, приз за лучшую режиссерскую работу и за женскую роль в Иркутске, Приз за лучшую детскую роль в Петербурге, Приз за лучший фильм в Угличе, Призы за женскую роль и за операторскую работу в Екатеринбурге. Номинации "Лучший сценарий" и "Лучшая работа художника по костюмам" на премию "Золотой орел". Участник конкурсной программы фестиваля "Дубль дв@", 2014
  • Скарафаджо, или Хрустальный ключ (в производстве).