Стали известны подробности инцидента с самолетом США над Балтикой
По версии Пентагона, его экипаж выполнял обычный полет в международном воздушном пространстве, но был перехвачен российским истребителем Су-27 "в небезопасной и непрофессиональной манере". Американцы утверждали, что наш летчик приближался к их борту на расстояние до 20 футов - это около 6 метров, - и тем самым мог спровоцировать столкновение в воздухе. Пилоты RC-135U не захотели рисковать и увели свою машину на авиабазу в Великобритании.
В минобороны России располагают иными данными. Официальный представитель ведомства генерал Игорь Конашенков рассказал корреспонденту "РГ", что 7 апреля в 13.18 по московскому времени дежурные силы ПВО действительно обнаружили над акваторией Балтийского моря неизвестный самолет, направлявшийся в сторону российской границы. В воздух тут же подняли дежурный истребитель Су-27, который несколько раз облетел чужое воздушное судно, рассмотрел его бортовой номер и идентифицировал цель как самолет-разведчик RC-135U ВВС США. О чем пилот доложил командованию.
Никаких нештатных ситуаций в небе Су-27 не устраивал. Тем не менее, после его облета американский экипаж изменил курс и ушел от российской границы.
- Хочу подчеркнуть, что полет RC-135U ВВС США выполнялся с выключенным транспондером, о котором так любят в последнее время заявлять наши натовские коллеги, - заявил Конашенков.
Что же касается оценки профессионализма наших пилотов, то это, по мнению генерала, относится к компетенции российского командования. Конашенков также обратил внимание, что "обычные" полеты американские разведывательные самолеты могут выполнять только у границ США. А глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев вообще считает, что Пентагону не стоит устраивать истерию по поводу полетов нашей боевой авиации. "В связи с инцидентом над Балтикой надо помнить об одной детали: Россия - страна балтийская, а США - нет. Если же нам будут говорить, что речь идет о международном пространстве, ответ один: перестаньте истерить по поводу аналогичных российских полетов, выдавая их за агрессию и демонизируя Россию", - заявил сенатор.
За последний год на самом деле было немало случаев, когда рядовые рейсы в Калининградскую область наших военно-транспортных самолетов, не говоря уже о боевой авиации, западные генералы использовали как повод для обвинения России в нарушении международных договоров. Правда, никаких документальных аргументов в подтверждение своих слов они не приводили.
Что же касается "обычного" рейда RC-135U над Балтийским морем, то даже американские СМИ признали: он был связан либо с разведкой в этом регионе маршрутов ВВС России, либо с попыткой обнаружить в Калининградской области позиции оперативно-тактических ракетных комплексов "Искандер-М". Технические возможности американского самолета в принципе позволяют это сделать. Модернизированная под разведывательные задачи версия Boeing-707 - RC-135U как раз предназначена для электронного шпионажа за наземными, морскими и воздушными радарами противника.
Эту самую задачу американские самолеты-разведчики в последнее время не раз пытались выполнить у наших границ. Как правило, рейды оборачивались конфузом. Например, весной прошлого года российский Су-27 сильно напугал экипаж RC-135U, который шел над Охотским морем. А несколькими месяцами позже наш перехватчик уже над Балтийским морем вынудил американского разведчика скрыться в воздушном пространстве Швеции. Причем, как выяснилось позже, разрешения заходить туда самолет США не имел.
Если вспомнить более отдаленную историю, то нельзя не упомянуть о печально знаменитом рейсе американца Пауэрса, чей самолет-разведчик U-2 более чем полвека назад сбили над Уралом. В начале двухтысячных такие же U-2 наши пилоты постоянно отгоняли от грузино-российской границы.
И еще один важный момент. Сопровождение чужих самолетов, проходящих по международным воздушным коридорам в непосредственной близости от границ какого-либо государства - обычная практика. Например, когда наши стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС идут на воздушное патрулирование в Атлантику и Тихий океан, на разных участках маршрута их обязательно встречает иностранный "эскорт".
Где бы ни появились наши "туполевы", на условный перехват российских "стратегов" поднимают истребителей всех типов и марок - от американских F-15, F-16, F-18 и F-22 до французских "Миражей". Кто-то ограничивается коротким - в несколько минут - визуальным осмотром машины. Другие подлетают к нашим самолетам на расстояние в 3-4 метра и фотографируют их во всех ракурсах. Как-то возле Аляски американские "Фантомы" неотступно следовали за российским бомбардировщиком три с половиной часа.
А ведь так случалось не всегда. За три десятилетия, что мы несем боевое дежурство в Пятом океане и выполняем воздушное патрулирование отдаленных регионов мира, экипажи сталкивались и с хулиганством, и с откровенными провокациями. Ветераны Дальней авиации помнят случаи, когда "Фантомы" глушили двигатели наших бомбардировщиков своей реактивной струей. А однажды неудачно пристроившийся к брюху советского "стратега" американский истребитель пропорол своим килем крыло краснозвездной машины. Экипаж тогда чудом посадил ее на аэродром.