Победитель премии "Большая книга" Прилепин написал книгу об Украине

Украинский кризис мало кого в России оставил равнодушными. А среди читающих россиян почти нет тех, кто ничего не знает о Захаре Прилепине, который в прошлом году получил престижную премию "Большая книга" за прекрасный роман "Обитель". Поэтому его новая книга "Не чужая смута", посвященная текущим и недавним событиям на Украине, была обречена стать одним из важнейших событий литературного года.

Мы помним, как все происходило. Сначала - очередной "майдан", еще более дикий и еще более откровенно замешанный на правом экстремизме, чем в 2004-2005 годах. Штурмы административных зданий, безнаказанность на фоне демонстративно поощряющих все происходящее визитов к "сторонникам евроинтеграции" представителей западных элит. Забросанные "коктейлями Молотова" правоохранители и будущий депутат Рады с оселедцем, голый, стоящий на снегу босиком. Перестрелки на центральных площадях и улицах столицы, сопровождающиеся убийствами правоохранителей и протестующих снайперами. Загадочное исчезновение президента Януковича…

Кто-то тогда не мог - или не хотел - подумать, что это - только начало. А когда началась война в Донбассе, многие все равно не поверили. Такое впечатление, что некоторые - до сих пор не верят.

Однако далеко не для всех трагедия Украины, присоединение Крыма к России, многотысячные харьковские пророссийские митинги, сопротивление Одессы (зверски сожженное заживо) и центробежные процессы в Донбассе стали чем-то невероятным. Любой человек, мало-мальски интересовавшийся происходящим в УССР и особенно - на независимой Украине с 1991 года, знал: перманентная ползучая дерусификация до добра молодое украинское государство не доведет. В конце концов наплевательское отношение доминирующей части общества к интересам другой спровоцировало прямой конфликт.

О гражданской войне на Украине писали еще за несколько лет до Крымской весны и провозглашения независимости ДНР и ЛНР. На Украине и в России уже в "нулевых" годах выходили целые серии военно-фантастической прозы о борьбе за Крым и о военных действиях в Донбассе. Некоторые эпизоды этих произведений - например, "Эпохи мертворожденных" (2008) луганчанина Глеба Боброва - кому-то покажутся просто ошеломительными в своей точности.

Захар Прилепин - как раз из тех, кого события в Киеве, в Крыму и в Донбассе совсем не удивили. Что вполне естественно для человека, обладающего таким впечатляющим кругозором и целостной картиной мира. Справедливо не воспринимая происходящее в соседней стране как что-то России не касающееся, он пристально следил за стремительной трансформацией разных частей украинского общества и за реакцией на них в России. Своим взглядом на смуту, которая не могла и не может стать для россиян чужой, что бы ни говорили на этот счет представители кругов, которые сам Прилепин с изрядной долей иронии называет "прогрессивными", он делился в социальных сетях. Эти заметки по горячим следам и стали основой его новой книги.

Противостояние тем осознанным и неосознанным интеллектуальным диверсиям российских и иностранных адептов "европейского выбора" Украины составляет значительную часть новой книги писателя. Иногда с легкой иронией, иногда - со злым сарказмом, а зачастую - с неизбывной горечью он, опираясь на остроумные исторические аналогии и просто на здравый смысл, раскрывает природу того лицемерия, которым пропитаны комментарии некоторых наших современников о роли интеллигенции в истории России и о месте нашей страны в мировых процессах. Оставаясь последовательным оппозиционером и жестким критиком множества явлений современной российской действительности, Прилепин не может не замечать абсурдности аргументации его недавних союзников по "борьбе с системой", зачастую сводящейся к неумной патетике и беспрерывному апеллированию к устаревшим идеологическим штампам.

Это противостояние, разумеется, имеет ценностный характер. Но, что немаловажно, Прилепин, отвергающий личный комфорт как абсолютный приоритет для современного человека, этого вовсе не ждет от оппонентов, и даже не особенно требует от всех единомышленников. Автору, похоже, будет достаточно, если хотя бы некоторые носители "прогрессивных идей" после прочтения "Не чужой смуты" просто перестанут подстраивать громоздкую и малоубедительную теоретическую базу, основанную на чудовищных двойных стандартах, под собственную бесхитростную философию, которая при более-менее пристальном рассмотрении, как правило, сводится к примитивному гедонизму и тотальной инфантильности. За свои же слова Прилепин отвечает делом - деньги за победу в "Большой книге" он перевел на нужды жителей Донбасса, а на днях отправился в Новороссию с очередной собственной гуманитарной миссией.

И пускай читателя не смущает изначальный подозрительный формат социальных сетей. Написанное Прилепиным об украинской трагедии меньше всего похоже на безответственные вбросы любителей бестолковых интернет-баталий. И определенно достойно того, чтобы быть изданным отдельной книгой.

Прилепин-прозаик продолжает прогрессировать впечатляющими темпами - в "Обители" он сделал заметный шаг вперед по сравнению с его предыдущими романами, как бы ни были хороши "Патологии" и "Санькя". Здесь ему определенно еще есть куда расти, чего современная читающая публика от него, вне всяких сомнений, с нетерпением ждет. Зато как публицист Прилепин уже давно стал одним из сильнейших среди тех, кто пишет на русском языке. В начале текущего года он подтвердил это замечательной книгой "Летучие бурлаки", а ранее - своим первым сборником эссе "К нам едет Пересвет". Но "Не чужая смута", в отличие от упомянутых изданий не пестрящая разнообразием тем, производит особенно сильный эффект. И не только потому, что еще долго будет сохранять особенную актуальность.