"Дубль дв@" покажет фильм Нурбека Эгена "Шахта"

Нурбек Эген - российский режиссер киргизского происхождения, учившийся делать кино не только у Владимира Хотиненко во ВГИКе, но и в США, - снял эту "Шахту" как бы на стыке двух стран: России и Америки. Возможно, поэтому в фильме сразу заметны два психологических штампа, слишком характерные для наших дней.

Первый: Из России надо мотать любой ценой, хоть через шахту, прокопанную сквозь весь земной шар. Второй: Нет счастья на земле, но счастья нет и выше...

Шахтерский северный городок (снято в селе Ломинцеве Тульской области) давно позабыт-позаброшен - если не людьми, то цивилизацией. И зарастает бурьяном вход в старую шахту, куда местным ребятишкам спускаться очень страшно. Но очень хочется, потому что, по легенде, через нее можно попасть к антиподам. Сане еще лет десять, но он усердно зубрит английский, чтобы воссоединиться с папой - папа бывший шахтер, он теперь профессиональный боксер в Америке и ждет к себе сынишку. А пока тот живет с теткой, а у тетки новый ухажер, циник Димон (его играет Сергей Шнуров).

Итак, здесь нищета и духовность, подкрепляемая спиртным. Там - чистоган и мерцающее богатство, но все продается-покупается, и о честной духовности мало кто думает. И когда папе предлагают проиграть матч за большие деньги - русская коса находит на американский камень.

Многое в этой картине вызывает вопросы. Шахтеры в российской глубинке свободно говорят по-английски - совсем как в "Сибирском цирюльнике" охранники русских тюрем. Напрягает и эта всеобщая одержимость идеей отвалить куда подальше. Конечно, эта тема мощно проходила и в "Комбинате "Надежда", но там маршруты отвала мерещились менее определенно. Ее корни тянутся и к перестроечному фильму Говорухина "Так жить нельзя", и очень худо, что тема уж больше века не теряет актуальности - но вот так опустить лапки, как в "Шахте"? К тому же, как сказано в фильме: "Бегай, не бегай - а все равно из шахты в шахту!"

И все же мимо "Шахты" не пройдешь. Эген - режиссер умный и очень одаренный, а его оператор Дмитрий Ермаков и вообще получил за эту работу приз фестиваля "Окно в Европу" в Выборге. В роли саниного отца-боксера, как писали, предполагалось снять Костю Цзю, но сыграл эту роль великолепный актер Виталий Кищенко, впервые открытый для кино в фильме-лауреате фестиваля "Дубль дв@" - "Мишень" Александра Зельдовича.

История выросла из газетной заметки, сюжет которой передан почти буквально - т.е. отнюдь не есть плод досужей выдумки. И мы действительно страна, одержимая ксенофобией в одном флаконе со свирепыми комплексами и убеждением, что везде хорошо, где нас нет. В этом странном психологическом коктейле, где взбиты несовместимости, и пытается разобраться автор фильма. Он хотел вызвать сограждан на диалог, на соразмышление об этом реально существующем национальном феномене. Диалог не состоялся: картина на экранах практически не шла. Фестиваль надеется исправить эту несправедливость.

Досье
  • Нурбек Эген окончил школу с физико-математическим уклоном и затем два года учился актерскому мастерству в Школе искусств в Бишкеке, Киргизия. В 1994-м стал студентом режиссерского факультета ВГИКа, мастерская Владимира Хотиненко.
  • Уже его дебютный короткометражный фильм "На день старше" удостоен призов на вгиковском фестивале студенческих работ "Святая Анна", фестивалей в Санкт-Петербурге ("Послание к человеку"), Женеве ("Кино во весь экран"), Польше (МКФ Cameraimage). Вторая курсовая работа "Санжыра" демонстрировалась на МКФ в Берлине, Эдинбурге, Карловых Варах, Монреале, получила призы в Барселоне, Экс-ан-Провансе, Копальбио, Ливии.
  • Дебют в игровом кино - драма "Сундук предков" - был выдвинут от Киргизии на премию "Оскар", получил приз "За лучшую иностранную драму" на МКФ в Лос-Анджелесе, Приз зрительских симпатий в Котбусе, Спецприз жюри на МКФ "Евразия", призы на фестивалях в Москве, Севастополе, Минске, Благовещенске.
  • В фильмографии: "Борцу не больно", "Калачи", "Пустой дом", "Жить дальше" (сериал), "Борец".