35 лет назад умер французский писатель и философ Жан-Поль Сартр

35 лет назад умер Жан-Поль Сартр, французский писатель и философ, нобелевский лауреат, один из самых влиятельных мыслителей второй половины XX века. Сартр - автор романа "Тошнота" и множества пьес, представитель экзистенциального направления в философии.

Центральным понятием в его концепции была свобода. Сартр активно интересовался политикой: оказывал поддержку кубинским революционерам в 1959 году, в 1968-м был участником и во многом вдохновителем французской революции 1968 года. В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе "за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время, но отказался принять эту награду, заявив о своем нежелании быть обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость.

Сартр умер в 1980 году. Проститься с ним пришли 50 тысяч его почитателей. "РГ" предлагает подборку цитат писателя и философа - о литературе, о людях, о жизни и смерти и свободе.

О людях

Люди. Людей надо любить. Люди достойны восхищения. Сейчас меня вырвет наизнанку.

Так вот он какой, ад! Никогда бы не подумал… Помните: сера, решетки, жаровня… Чепуха все это. На кой черт жаровня: ад - это Другие.

На людей надо смотреть с высоты. Я выключаю свет и становлюсь у окна; они даже не подозревают, что их можно разглядывать сверху; они заботятся об анфасе, иногда о спине, но все их уловки рассчитаны на наблюдателя в метр семьдесят ростом.

Тот, кто чрезмерно любит детей и животных, любит их в ущерб человечеству.

Я волен любить или не любить американских раков, но если я не люблю людей, я - отверженный и нет мне места под солнцем.

О жизни

Все, что я знаю о своей жизни, мне кажется, я вычитал из книг.

Я ведь прекрасно знаю, что ничего делать не хочу: что-нибудь делать - значит создавать существование, а его и без того слишком много.

Существование - это не то, о чем можно размышлять со стороны: нужно, чтобы оно вдруг нахлынуло, навалилось на тебя, всей тяжестью легло тебе на сердце, как громадный недвижный зверь, - или же ничего этого просто-напросто нет.

Что я могу ей ответить? Разве я знаю, зачем мы живем? Я не отчаиваюсь, как она, потому что никаких особых надежд я не питал. Скорее я… удивлен жизнью, которая дана мне ради - ради НИЧЕГО.

Понедельник, вторник, среда. Апрель, май, июнь. 1924, 1925, 1926. Это называется жить.

О смерти

Умереть - это еще не все: важно умереть вовремя.

Если бы в ту минуту мне даже объявили, что меня не убьют, и я могу преспокойно отправиться восвояси, это не нарушило бы моего безразличия: ты утратил надежду на бессмертие, какая разница, сколько тебе осталось ждать - несколько часов или несколько лет.

Что-то начинается, чтобы прийти к концу: приключение не терпит длительности, его смысл в его погибели. Каждое мгновение наступает лишь затем, чтобы потянуть за собой те, что следуют за ним.

Есть небо и есть ад, только и всего. Смерть лишь родных водит за нос, для покойника все продолжается!

Не могу сердиться на тех, кто хочет меня убить, я их слишком хорошо понимаю.

О свободе

Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю.

Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо.

Ты будешь неуязвим, если осмелишься заявить: "Я делал то, что желал, и желал того, что делал".

Человек, приговоренный быть свободным, возлагает тяжесть мира на свои плечи.

Свобода лежит по другую сторону отчаяния.

О литературе

Литература должна раскрыть в человеке изобретателя. Любая ситуация - это в некотором смысле мышеловка. Вокруг - стены. Невозможно найти выход, выход изобретается. Каждый, изобретая свой личный выход, изобретает себя. Человек должен это делать каждый день.

Мир вполне может существовать без литературы. Но еще лучше может существовать и без человека.

Если прозаик вырывает из себя слово и кидает его в гущу мира, то поэту оно возвращает, подобно зеркалу, его собственное изображение.

В современном обществе между произведением искусства и полученным за него гонораром нет точного соответствия.