В сравнении с прошлым фестивалем число пользователей увеличилось на 44%, число просмотренных страниц - на 57%. Смотрели фестиваль в 98 странах; по числу зрителей на первом месте Россия, далее идут США, Украина, Германия, Беларусь, Израиль, Франция… За каждым просмотром не всегда один зритель: смотрят парами, семьями, компаниями.
Любой конкурс в кино - скорее рулетка, чем знак качества: даже "Оскар" часто возводит на Олимп картины, которые завтра никто не вспомнит, а реальные гении оставались за кадром. Искусство - не бега, фестиваль - не ипподром. У каждого настоящего фильма - свои открытия, свой талант и свои ноу-хау, сравнивать и выбирать лучший - дело субъективное. В нынешнем сильном конкурсе картины шли, выражаясь ипподромным стилем, ноздря в ноздрю, каждая могла претендовать на призы. И когда, собравшись после церемонии вручения с авторами премированных фильмов и рецензий за бокалом шампанского, мы спросили участников, какой из картин они отдали бы приз, посыпались самые разные названия, и в каждом выборе - свой резон.
Для онлайн-фестиваля главное - дать вторую премьеру российским фильмам, не дошедшим до зрителя. И дать зрителям возможность их посмотреть. Причины, по которым это было невозможно, требуют разговора и, возможно, государственного вмешательства. У нас нет сети кинотеатров, которые специализировались бы на российском кино и взращивали бы публику, готовую к серьезному искусству. Нет рекламы, и мы разучились делать из премьер - событие. К тому же ухитрились так скомпрометировать идею утилитарным пониманием кино как инструмента лобового "воспитания", что привили публике аллергию на все, что выдают за событие: теперь это сигнал, что смотреть не нужно. Так провалились многие картины, от "Василисы" до "Солнечного удара". А на плаву оказались ленты, не имеющие оснований называться искусством, - от "Того еще Карлосона" до "Самого лучшего фильма".
Я общался с деятелями проката - почти все убеждены, что монопольно владеют секретами зрительских предпочтений, и их приговоры неоспоримы. У них действительно есть "ноу-хау" - как, работая на понижение вкусов, рубить сук, на котором сидят. Фильм "Если все", по выбору публики получивший Приз зрительских симпатий, в их понимании безнадежен: нет выстрелов и секса. Поэтому его нет на экранах. Но "зритель соскучился по доброму кино, - сказала, получая приз, Наталия Беляускене. - Может, это пафосно звучит, но, когда я делала картину, мне было важно сохранить любовь ко всем людям. Нужно было рассказать про войну так, чтобы помирить двух добрых соседей. И когда зритель голосует за моих героев, он голосует за мир, и, надеюсь, добра в нем будет больше".
Список лауреатов премии "РГ" пополнил "Класс коррекции" Ивана И. Твердовского. Дебютант обратился к жизни подростков-инвалидов, "меньшинств", которые у нас принято либо не замечать, либо травить. Надежда в фильме пробивается упрямо, как трава сквозь бетон, она почти мистична, но она есть. Наш зритель Сергей Хазов справедливо проводит параллель с давней картиной Ролана Быкова "Чучело": да, тема личности в кругу детской жестокости в нашем кино - гость раритетный, но бесценный. А в прокате ему было уготовано место более чем незаметное.
Жюри не смогло пройти мимо такого высокого, мастерского образца поэтического кино, как "Испытание" Александра Котта. Мимо такого фильма-поступка, как искренний, открытый всем ветрам и ударам "Дом, милый дом" с его темой нашего распавшегося очага, едва тлеющего в воспоминаниях героев. Обе картины награждены дипломами и памятными подарками. Из пяти лауреатов - три дебюта: у нас реально существует "новая волна" молодой режиссуры, только об этом никто не подозревает. Удивительно качество публики: в форуме опубликовано более 300 зрительских рецензий, уровню анализа во многих позавидуют профессионалы. Публика приходила интеллигентная, взыскательная и благодарная.
"Я получала огромное удовольствие от того, что имела возможность общаться со зрителями, видеть, что они думают, что чувствуют, как фильмы с ними резонируют, на какой они волне, - сказала режиссер "Репетиций" Оксана Карас. - Это важно для режиссера - понимать, что им нравится, как фильм в них попадает. Это бесценный опыт. И конечно, огромное спасибо каналу ОТР: для меня это второй или третий шанс показать картину, а о большем я и не мечтала".
"Замечательный фестиваль. С прекрасным подбором фильмов: тонких, человечных, актуальных, заставляющих думать. Такие фестивали нам необходимы" - из отзыва Лилии Горской. Из письма зрительницы под ником Alla a_i_z : "Это кажется, что идея онлайн-фестиваля проста. Но, во-первых, нужно, чтобы такая идея пришла в голову. Во-вторых, нужно было идею реализовать, и замечательно, что "РГ" ее поддержала и сумела "обустроить" виртуальный кинозал - на радость огромному числу любителей кино. 6 фестивалей - для истории, может, и мало, а для поклонников кино - восторг и уникальная возможность увидеть фильмы, которые иначе нигде бы не увидели. Представить невозможно, какой кинозал взял бы "Испытание" - шедевр операторского и режиссерского мастерства. Или фильм "Если все" - луч света в однообразном царстве полицейских сериалов и тоскливой безысходности... Какие пожелания? Пора делать ретроспективу победителей прошлых фестивалей!"
Фестиваль закончился техническим ляпом: мы не смогли показать последний фильм конкурса "Элизиум". Наши извинения авторам и зрителям. Этот фильм откроет наш следующий, VII "Дубль дв@".
Победителями Конкурса зрительских рецензий в этом году стали: Наталья Мананникова, Ирина Озерная, Леонид Насветников, Николай Челноков, Елена Бизяева и Федор Борисович. Поздравляем!