Как правило, внутритеатральные конфликты, порожденные творческими, а чаще человеческими амбициями, прикрывались высокими идеологическими материями. Для того чтобы убрать соперника или соперницу, нужно было усомниться в их преданности ценностям реального социализма и назвать их творчество враждебным социалистическому реализму продуктом буржуазного декаданса, сделанным "на потребу прогнившему Западу". Определения выбирались в зависимости от вкуса и темперамента доносителя. И к ним относились вполне серьезно. Чтобы ни писали сегодня о "диетическом времени" брежневского застоя, не надо забывать, что в эти годы, как и в последующие, наверное, до 1986-го, сажали за инакомыслие, высылали из страны, лишали работы и т. д. и т. п. И в оттепельные 60-е закрывали спектакли, а уже после чехословацких событий 1968 года и вовсе стали, что называется, закручивать гайки. Но все же внутри любой комиссии шла определенная борьба - в рамках внутрипартийных дискуссий, если угодно, но борьба. Была группа критиков-костоломов, которые группировались вокруг "Театральной жизни", "Советской России", "Литературной России", "Огонька", которые отражали позиции ортодоксально-консервативных партийных сил. К их услугам прибегали порой и в "Правде", но в "Известиях" или "Комсомолке", они никогда не печатались. Впрочем, и "правдисты" относились к ним как к вынужденной беде. Но было не меньше, если не больше, вполне здравомыслящих, образованных и порядочных людей, которые не считали партийность выше правдивости. И при всех предлагаемых обстоятельствах, комиссии, которые создавались в основном по письмам трудящихся, априори стремились защитить невиновных и дать острастку пустым склочникам. Мы знали, что самые главные решения в области культуры, особенно если они были связаны с именами всемирно известных писателей, музыкантов или режиссеров принимали на других этажах власти. И, к счастью, без нашего участия. Я рассматривал работу в этих комиссиях как адвокатскую миссию по защите своих коллег - актеров, режиссеров, драматургов, многие из которых, не скрою, были моими товарищами.
Как рассказывал мне один в высшей степени ученый друг, комиссии церковной Инквизиции создавались чаще всего тоже по требованиям средневековых и ренессансных трудящихся, которые требовали, чтобы ведьм сжигали на кострах или топили в водоемах. Замечу, что народный метод оценки ведьмовства, как правило, заключался именно в предании воде той или иной подозреваемой. В зависимости от того, всплывала или не всплывала утопленница, ее считали либо невиновной, либо грешницей. Церковь не разделяла такого подхода, а потому проводила собственное расследование, которое чаще всего заканчивалось освобождением подозреваемых. Стоит обратить внимание на то, что "охота на ведьм" была чисто народным делом и рассматривалась как суеверие, не одобряемое религиозными иерархами. Именно поэтому по приговорам Инквизиции за всю ее историю было предано смерти чуть больше девятисот человек. По мне и эта цифра чудовищна, но в любом случае ни о каких кострах Инквизиции, смердящих на всю Европу, речи идти не может.
Понятно, что нынешняя просвещенно-свободная жизнь куда как сложнее менее просвещенной и менее свободной, поверьте, в моих словах нет ни грана иронии. Свобода по природе своей трагична, а знание, как известно, умножает скорбь. Но перевертыши, которые происходят на моих глазах, умиляют меня своей наивностью. В советское время художественные советы, как и редколлегии в журналах, газетах, издательствах или киностудиях, не занимались примитивным запретительством, как полагают некоторые несведущие люди, - чаще всего они отстаивали интересы художника и искусства перед лицом партийных и советских бюрократов. И даже перед цензурой, если хватало смелости, самообладания и юмора. Не хочу щеголять великими именами, но кто из великих ни писал о том, что суть творчества - художественного и научного - состоит в расширении границ известного. Творец всегда выходит за пределы дозволенного и возможного - и тем вызывает раздражение большинства. В том числе и образованных экспертов. Ведь они оперируют уже известным знанием. Нормативной эстетикой, которая преодолевается художниками-новаторами. Это естественный вековой процесс бытования искусства.
Запрещенное лично Екатериной Фурцевой "Доходное место" Александра Островского, поставленное Марком Захаровым с Андреем Мироновым в роли Жадова, навсегда осталось в истории русского театра. А десятки других спектаклей, обласканных критикой за верность линии партии, растворились в небытие. Мировое значение советского театра во второй половине ХХ столетия определили режиссеры, каждый спектакль которых вызывал раздражение официальных идеологов, - Георгий Товстоногов, Олег Ефремов, Анатолий Эфрос, Юрий Любимов, Марк Захаров. Им всякий раз объясняли, что они не так интерпретировали классиков или не до конца разобрались в мудрости решений очередного партийного пленума, обрушивая на спектакли десятки редакционных замечаний. И кто вспомнит имена этих официальных идеологов? Мы живем в новое историческое время. Время, когда художнику конституционно гарантирована свобода творчества. Когда существуют все условия для плодотворного сотворчества народа, художественной интеллигенции и власти. Надо только прислушаться друг к другу.