Клин готов к таким масштабам праздника? Ожидаются десятки тысяч гостей, именитые музыканты, а единственный в городе Концертный зал Дома-музея вмещает всего 300 человек.
Андрей Головин: В Клину пока другого зала нет. Но играет же там из года в год Большой симфонический оркестр под управлением Федосеева? Надеюсь, мы создадим прецедент, и здесь начнут расширять поле для деятельности музыкантов. А пока все желающие смогут смотреть на огромных экранах, установленных на площадях, трансляцию концертов открытия и закрытия фестиваля (30 апреля и 7 мая).
Идея музыкального фестиваля в Клину не новая. Ее давно высказывали и Владимир Федосеев, и Дмитрий Бертман, и Владимир Юровский, но худруком фестиваля стали вы. Как это случилось?
Андрей Головин: Мне просто позвонили из руководства Московской области и спросили, не согласился бы я стать художественным руководителем этого фестиваля? Я согласился. Вот и все. Программа родилась у меня быстро. Поскольку все удачно совпадало с майскими праздниками, когда дороги свободны, я решил не растягивать фестиваль, а закрывать его в день рождения Петра Ильича 7 мая. В самой программе хотелось по возможности показать все жанры, в которых Чайковский работал: симфонический, оперный, балетный, камерный, хоровой, фортепианный, вокальный. Но тут мы оказались перед трудной задачей: расписание артистов сверстано на годы вперед. А у нас было чуть больше года. Поэтому многие, к кому мы обращались, отвечали: с радостью выступим в Клину, но в 2016 году.
Между тем удалось заполучить Венский филармонический с Мути.
Андрей Головин: Звезды так удачно сошлись: оркестр согласился продлить свой российский тур еще на один день. Конечно, я не мог не пригласить БСО имени П. И. Чайковского: это был бы нонсенс. Точно также я не мог не пригласить на юбилей Чайковского и выдающийся Мариинский оркестр. Счастье, что у нас согласился сыграть сольный концерт Михаил Плетнев. А в хоровом жанре Русский хор Свешникова предложил очень интересную программу: Литургии Иоанна Златоуста Чайковского и Сергея Рахманинова. Мы попросили всех только об одном: чтобы включили в программу музыку Чайковского. Венский филармонический исполнит на открытии Пятую симфонию, а в день рождения Чайковского прозвучат Второй фортепианный концерт в исполнении Дениса Мацуева и Шестая симфония в исполнении Валерия Гергиева.
Вы заказали новую партитуру, премьеру которой исполнит берлинский кварт Kuss. Почему выбор пал не на российского, а на французского композитора Антони Жирара?
Андрей Головин: Я решил заказать партитуру Жирару, творчество которого хорошо знаю. Он пишет действительно музыку, а не то, что музыкой только называют. Кроме того, Чайковского с Францией связывало очень многое:
у него была масса друзей среди французских композиторов, он дружил с Сен-Сансом, часть его крови - французская. Мне представляется, это было удачное решение.
А современные обработки "Времен года" Чайковского российскими и немецкими композиторами в исполнении ансамбля "2012" - тоже спецзаказ фестиваля?
Андрей Головин: Нам был важен такой концерт: во-первых, это совместное музицирование немецких и российских музыкантов. А во-вторых, мы преследовали цель хотя бы косвенно затронуть юбилей Великой Победы. В этом году еще предстоит и Конкурс Чайковского: у нас выступят его прежние лауреаты, которые вошли в состав жюри - пианист Владимир Овчинников и скрипач Максим Федотов.
Кстати
К юбилею композитора в его Доме-музее будут развернуты две выставки, пройдет научная конференция, посвященная Чайковскому, и презентация первых томов его Полного собрания сочинений.