Среди спикеров и участников Третьего форума с японской стороны заявлены экс-премьер-министр Японии Ёсиро Мори, глава МИД Кисида Фумио, руководитель агентства природных ресурсов и энергетики Такаюки Уэда, Мэр Токио Масудзоэ Ёити, губернатор Хоккайдо Харуми Такахаси, а также многие другие известные японские деятели из разных сфер государственного управления и деловых кругов.
Одним из ключевых участников форума с российской стороны станет министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, а специальным гостем - председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин.
Деловая программа форума очень насыщенна и включает несколько секций, посвященных энергетике, инвестиционной привлекательности Дальнего Востока и других российских регионов для японских инвесторов, совместным проектам в области транспортной и инженерной инфраструктуры. Российский опыт подготовки и проведения Олимпийских игр в Сочи в преддверии Игр Токио-2020 станет предметом масштабного разговора на самостоятельной сессии. Еще одно ожидаемое событие форума - заседание группы российских и японских экспертов, задачей которого станет обобщение накопленного опыта для выработки предложений по вопросам перспективы подписания мирного договора, возможной прокладки газового трубопровода из России в Японию, а также смягчения визового режима между двумя странами.
"РГ" обратилась к участнику форума, академику РАН, ректору Московского государственного института международных отношений (МГИМО) Анатолию Торкунову с просьбой проанализировать актуальные вопросы современных российско-японских отношений.
Анатолий Васильевич, Азиатско-Тихоокеанский регион выходит в лидеры партнерства с Россией. Какова стратегическая значимость российско-японских отношений в этом регионе? Что препятствует их развитию кроме территориальной проблемы?
Анатолий Торкунов: Для нас Япония - важнейший партнер в вопросах укрепления системы международной безопасности как в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и в мире в целом. Мы понимаем, что без наших двух стран решать значимые вопросы регионального миропорядка в Восточной Азии просто невозможно. Если не акцентировать внимание на вопросах территориального размежевания, которые, на мой взгляд, искусственно раздуты и занимают непропорционально большое место в двусторонней повестке дня, развитию наших отношений ничто не препятствует. Даже в нынешней сложной геополитической обстановке мы остаемся друг для друга партнерами, уважающими позицию друг друга по ключевым международным проблемам, даже если эти позиции не всегда совпадают.
Как Россия, так и Япония заинтересованы в создании прочных, надежных и эффективных механизмов обеспечения международной безопасности, которые бы не ущемляли ничьих интересов. Действительно, между нами имеются принципиальные различия в базовом подходе к обеспечению военной безопасности: Япония делает ставку на двусторонний договор с Соединенными Штатами, тогда как Россия отдает приоритет многосторонним механизмам, основанным на принципе сетевого взаимодействия. Тем не менее это не мешает нам поддерживать доверительный диалог. Большую перспективу в этом отношении имеет уже хорошо зарекомендовавший себя формат "два плюс два" - встречи министров иностранных дел и министров обороны двух стран, запущенный лидерами России и Японии в ходе их встречи в Москве в апреле 2013 года.
Япония сегодня закупает в России энергоресурсы, лес, рыбу, металлы, на эти 4 товарные группы приходится 90 процентов экспорта. Россия в основном ввозит автомобили. Можно ли расширить этот традиционный "набор"? За счет чего?
Анатолий Торкунов: Российско-японская торговля в целом носит не очень сбалансированный характер. Что касается российского экспорта, то преобладание в нем энергоносителей связано с тем, что потребности японской энергетики создают и в перспективе будут создавать на них стабильный спрос. Можно предполагать, что поставки нефти и газа будут и в дальнейшем составлять своего рода костяк российского экономического присутствия в Японии. Структура торговых связей весьма консервативна и отражает объективные реальности экономик двух стран. Принципиально изменить ее, например, с помощью каких-либо административных решений просто невозможно.
Вместе с тем нам, бесспорно, хотелось бы продавать в Японию не только сырье, но и готовую продукцию. Если речь идет о продукции первичного сектора экономики, то желательно, чтобы она проходила начальную переработку в России и поступала на экспорт уже с существенной долей добавленной стоимости.
Показатели последних лет внушают осторожный оптимизм. Так, наряду с наращиванием экспорта сырой нефти Россия существенно (более чем в два раза по итогам 2013 года) увеличила экспорт нафты, источника сырья для получения этилена. Прочно закрепилась Россия и на японском рынке сжиженного природного газа, являющегося продуктом высокотехнологичного производства (доля России достигла почти 10%).
Большую перспективу имеет также экспорт в Японию некоторых видов сельхозпродукции: пшеницы, соевых бобов, льна, а также продуктов глубокой деревопереработки.
Стабильную нишу на японском рынке занимают российские морепродукты, включая крабов, лососевых, икру морского ежа, терпуг и т.д. Спрос на эти товары в Японии высокий, задача лишь в том, чтобы обеспечить стабильно высокое качество, неукоснительно соблюдать контрактную дисциплину, включая сроки поставки.
Что же касается импорта из Японии, то хотя автомобили действительно занимают в нем наибольшую долю (55% в 2013 году), но за последние годы в номенклатуре импорта повышается роль комплектующих для сборочных производств, станков и оборудования, новых видов промышленно-технической продукции производственного назначения. Отрадно, что японский импорт все более и более ориентируется на задачи модернизации российской экономики.