Единый налог в России распространят на сельскохозяйственные услуги

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) разрешат применять сельхозпредприятиям при оказании услуг друг другу. В Госдуму поступил законопроект с изменениями в пункт 2 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса, который разрешит сельхозпроизводителям обрабатывать почву, ухаживать за посевами, заготавливать корма и обмолачивать зерновые культуры для других сельхозпроизводителей за плату.

К таким услугам часто прибегают небольшие сельхозпредприятия или фермеры, у которых нет собственного парка техники для выполнения полного комплекса полевых работ. Оказывать услуги можно и сегодня, но велик шанс потерять право применения ЕСХН. "Если по итогам налогового периода налогоплательщик перестает соответствовать установленным законом условиям, в частности, доля его доходов от реализации сельхозпродукции составляет менее 70%, он считается утратившим право на применение сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено такое несоответствие", - поясняет требование закона Антон Бабенко, партнер юридического бюро "Падва и Эпштейн".

ЕСХН является существенным подспорьем сельхозпредприятиям. "Налогоплательщик, перешедший на уплату единого сельхозналога, освобождается от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и НДС, - рассказывает Елена Лазарева, руководитель проектов практики "Юридическое и налоговое сопровождение" консалтинговой группы "НЭО Центр". - Все эти налоги заменяет шестипроцентное удержание в бюджет из полученной валовой прибыли". Кроме 6% налога за сельхозпредприятиями сохраняются обязательства перед ПФР, ФСС и ФОМС. "Страховые взносы с выплат своим работникам такие налогоплательщики платят в общем размере 30% с суммы начисленной оплаты труда", - отмечает Лазарева. Налогоплательщики, утратившие статус сельхозпроизводителя, переходят на общую систему налогообложения с уплатой всех соответствующих налогов.

Описанная проблема с лишением права применения ЕСХН характерна для крупных сельхозпроизводителей, имеющих парк технических средств, достаточный для обработки не только своих земель, но и земель других сельхозпроизводителей. "Полученный доход от таких заказов размывает предельный процент собственной выручки от реализации сельхозпродукции, которая позволяет организации использовать налоговые льготы", - говорит Елена Лазарева. Поэтому, даже если у предприятия есть избыточные мощности, оно не стремится использовать их, чтобы не лишиться права применения ЕСХН. А небольшие сельхозпредприятия остаются без помощи, которую могли бы получить.

Кстати, эта проблема далеко не единственная в применении сельскохозяйственного налога. "Налоговые риски возникают в случае продажи принадлежащего сельхозпроизводителю имущества, поскольку велика вероятность отнесения полученного от его реализации дохода в расчет при определении права применения ЕСХН", - говорит Юрий Гусаков, партнер компании "Найдем Адвоката".

При этом по проблемному для сельхозпроизводителей вопросу единая позиция отсутствует. "До сих пор нет единого мнения о том, учитывается ли доход, в соответствии с которым осуществляется производство и реализация сельскохозяйственной продукции силами нескольких сельскохозяйственных товаропроизводителей, при определении доли дохода, дающего организации право на применение системы налогообложения в виде уплаты ЕСХН", - говорит Юрий Гусаков. В результате при оказании услуг сельхозпредприятию приходится действовать на свой страх и риск.

Предложенный законопроект должен снять возможность двоякого трактования закона. Изменения в Налоговый кодекс позволят полученную выручку от оказания услуг по обработке почвы, уходу за посевами, заготовке кормов, уборке зерновых культур и т.д., которые один сельхозпроизводитель оказывает другому, приравнять к сельскохозяйственной выручке. "Поскольку положения НК РФ о едином сельхозналоге направлены на поддержку сельскохозяйственных организаций, представляется логичным увеличение количества видов выручки, которая прямо или косвенно связана с деятельностью по производству сельхозпродукции, - говорит Антон Бабенко. - Поскольку это в любом случае снижает расходы сельхозпроизводителей, на что и направлен закон".

Однако, по мнению экспертов, у инициативы есть и негативная сторона. "Это может привести к зависимости мелких сельхозпроизводителей от более крупных сельскохозяйственных организаций, обрабатывающих их земельные угодья и в дальнейшем - к укрупнению сельхозпроизводителей", - считает Елена Лазарева. Способствует этому процессу то, что за счет применения льготного налогового режима и расширения сферы его использования крупные предприятия получают дополнительные ресурсы и стимулы для обновления парка техники. Таким образом, они будут заинтересованы в оказании услуг, что может помешать мелким фермерам наладить собственный полный цикл производства сельскохозяйственной продукции без привлечения посредников.