Константин Чекмышев: ФНС настроена на диалог с бизнес-сообществом

Регистрация компаний становится проще. При этом ФНС России заявляет о том, что от этого не страдает качество. О том, как совершенствуется процедура регистрации и что сделано для повышения достоверности вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений, рассказал заместитель начальника Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России Константин Чекмышев.

- Каковы сейчас приоритетные направления развития системы государственной регистрации бизнеса?

- Главное предназначение этой государственной услуги -помогать развитию благоприятной деловой среды. Вход в бизнес должен быть простым, удобным и быстрым. А государственные реестры должны служить бизнесу и обществу, предоставляя актуальную и достоверную информацию.

- Как упрощаются процедуры регистрации?

- Основой для этого является дорожная карта правительства, которая использует в качестве показателя эффективности ликвидации излишних административных барьеров рейтинг Всемирного банка Doing Business. Усилия ФНС России, как координатора дорожной карты, стали основой для продвижения России в этом рейтинге в 2015 году. Улучшение позиций по индикатору "Регистрация предприятий" стало самым значительным. РФ поднялась сразу на 24 позиции, с 58-го на 34-е место, на 92,17% достигнув показателей лидеров рейтинга. Это наилучший результат из всех направлений, по которым оцениваются участники рейтинга. Самым главным стал учет составителями рейтинга двух проведенных в 2014 году законодательных реформ: отмена обязательности оплаты уставного капитала перед регистрацией и уведомления налогоплательщиком об открытии банковского счета.

На рейтинг следующего года должна положительно повлиять реализация уже принятых законов об отмене обязательности визита к нотариусу при создании бизнеса и об отмене обязательности печати для юридического лица. Также по этой карте сейчас рассматривается в Государственной Думе законопроект о возможности использования организациями типовых уставов, что также избавит начинающих предпринимателей от излишних хлопот. Еще одним направлением оптимизации процедур регистрации, предусмотренным дорожной картой, стало развитие системы досудебного урегулирования споров в сфере государственной регистрации.

- Зачем нужно досудебное урегулирование при регистрации, как оно может упростить жизнь предпринимателей?

- Досудебный механизм - инструмент решения конфликтов без судебных тяжб. Судебные процессы должны быть экстраординарным событием. Такой подход реализован принятием Федерального закона N 241-ФЗ, вступившего в силу с 22 августа 2014 года. Закон не только в целом урегулировал порядок подачи и рассмотрения жалоб на регистрационные решения налоговых органов, но и, используя положительный опыт по налоговым спорам, ввел обязательность досудебного обжалования решений об отказе в государственной регистрации. Добиться справедливости в вышестоящем налоговом органе теперь можно всего за 15 дней, не тратясь на юридические услуги и судебные расходы, не неся репутационные риски, связанные с судебными разбирательствами.

Сейчас уже очевидно, что бизнес оценил предоставленную возможность. По результатам недавнего исследования Агентства стратегических инициатив, в 2,5 раза увеличилось число желающих использовать досудебный порядок урегулирования споров в сфере регистрации.

Упростить жизнь предпринимателя, снизить конфликты мы хотим и за счет повышения качества решений по регистрации. Формируется единая практика налоговых органов по регистрации, при этом ответы на сложные вопросы размещаются и в общем доступе при помощи сервисов "Часто задаваемые вопросы" и "Решения по жалобам", чтобы заявители могли заранее соизмерять свои действия с позициями Федеральной налоговой службы. На нашем сайте сейчас уже более 400 таких разъяснений по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В результате всего этого в прошлом году почти в два раза с 42 до 75% увеличилась доля споров, рассмотренных во внесудебном порядке. При этом количество отмененных судами решений об отказе в регистрации снизилось более чем в 1,6 раза.

- На этом упрощение регистрации заканчивается?

- Конечно, нет. Реализуются и другие направления по оптимизации регистрации. На сайте ФНС содержатся пошаговые инструкции по всем вопросам регистрации. Развивается онлайн-регистрация. В электронном виде подано уже более 200 тысяч пакетов документов. Запущен сервис, позволяющий формировать заявление о государственной регистрации юридического лица в интерактивном режиме через Интернет. Сервис обеспечивает возможность предварительной проверки заполненной формы заявления, что снижает не только трудозатраты заявителей и налоговых органов, но и конфликтность взаимоотношений.

В дальнейшем сервис будет оснащен функцией передачи в налоговые органы предварительной заявки на государственную регистрацию юридического лица без электронной подписи, что позволит в упрощенном приоритетном порядке подать сформированное при помощи сервиса заявление лично в инспекцию, не обращаясь больше ни в какие органы, и за один визит получить необходимые документы. Для индивидуальных предпринимателей (ИП) эта возможность уже реализована для всей страны с конца 2012 года. За это время по таким заявкам было зарегистрировано свыше 60 тысяч новых ИП.

Также на сайте размещен сервис "Проверь себя и контрагента", с помощью которого любое заинтересованное лицо может получить сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в наиболее полном виде. Фактически, пользователь бесплатно и немедленно получает доступ ко всем сведениям государственных реестров, за исключением сведений ограниченного доступа.

- Зачем налоговые органы открывают эту информацию?

- Мы, конечно, открываем не всю информацию, но настроены на диалог с бизнес-сообществом. От открытия максимально возможного объема информации добросовестные бизнесмены только выигрывают. Например, есть сервисы, с помощью которых можно получить доступ к реестру дисквалифицированных лиц. Можно получить сведения о компаниях с фиктивными адресами, об адресах массовой регистрации, о тех предприятиях, которые не сдают отчетность или имеют налоговую задолженность. Предоставление неограниченному кругу участников гражданского оборота подобного доступа к информационным ресурсам ФНС позволит использовать сведения при ведении экономической деятельности в качестве инструмента снижения рисков.

Интерес пользователей к таким данным огромен. Группа сервисов "Проверь себя и контрагента" осталась в 2014 году, как и в предыдущие годы, самой популярной среди сервисов ФНС. Ими за год воспользовались 300 млн пользователей. Поэтому, с одной стороны, мы даем инструменты проявления налогоплательщиками должной осмотрительности при выборе контрагента, а с другой - противодействуем злоупотреблениям. Мошенникам открытость не нужна.

- Одним из приоритетов сейчас является достоверность информации реестров. Как ее обеспечить?

- Реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как прямо указано в законе, прежде всего - информационные ресурсы. Чем достоверней и прозрачней данные о субъектах предпринимательства, тем лучше и доверительней отношения в бизнес-сообществе. Невозможно представить комфортный деловой климат в ситуации, когда никто друг другу не доверяет. При этом основная зона риска - это юридические лица. Они являются правовой фикцией, с реальностью их связывают такие вещи, как физические лица, которые ими владеют и управляют, или адрес, по которому с ними можно связаться. Если же эти сведения ложны, юридическое лицо становится фантомом, который используется в противозаконной деятельности.

Концепция закона о регистрации 2001 года об исключительно заявительном характере регистрации, рассчитанная на добросовестность заявителей, не способствовала достоверности реестров. В 2013 году Гражданский кодекс ввел презумпцию достоверности сведений реестра и ответственность налоговых органов за включение в реестр недостоверных данных, но инструментов для проверки достоверности при этом не было. Поэтому актуальным для нас стало принятие 30 марта Федерального закона N 67-ФЗ, направленного на обеспечение достоверности сведений, представляемых при госрегистрации. Мы рассчитываем, что он поможет существенно продвинуться в деле повышения достоверности реестра юридических лиц, поскольку устраняет многие недостатки и пробелы законов, позволявшие злоупотреблять процедурами регистрации.

- Какие положения закона вы бы особо отметили?

- Особенность нового закона в его комплексном характере - вносятся как изменения в закон о государственной регистрации, так и в законодательство о нотариате, обществах с ограниченной ответственностью, Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Закон урегулировал порядок проверки налоговыми органами достоверности сведений для выявления фальсификации на стадии до регистрации. Одновременно в общем тренде развития досудебных процедур оператору реестра - ФНС - предоставлено право самостоятельно вносить в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в нем сведений, если основания для этого будут выявлены уже после регистрации. Внесены поправки, направленные на устранение пробелов по процедурам ликвидации юридических лиц. Они не позволят недобросовестным лицам исчезнуть в случае, если к ним предъявлены в суде претензии со стороны кредиторов, если проводятся контрольные мероприятия. Нельзя будет использовать ликвидацию и для уклонения от уплаты налогов.

Для предотвращения злоупотреблений введена также процедура предварительного уведомления о предстоящем изменении места нахождения компании. Кредиторы, граждане-потребители, контролирующие органы получат дополнительное время для предъявления претензий в том месте, где и заключались договора, где велась деятельность предприятия.

Чтобы окончательно поставить фальсификацию реестра вне закона, оптимизированы меры административной и уголовной ответственности. Подставным лицом будет считаться тот, кто заблуждался в собственных действиях, и тот, кто стал подставным директором осознанно, например, за вознаграждение. Усилена административная ответственность. За систематическое или умышленное представление ложных сведений для регистрации нарушители будут дисквалифицироваться на срок до 3 лет. В отношении тех, кто бросил компании с долгами, или причастен к деятельности фиктивных фирм, введен прямой запрет на регистрацию новых компаний на трехлетний срок. Это система самозащиты реестра, законный фильтр для злоупотребляющих лиц.

- Не пострадают ли от этого добросовестные лица?

- Нет. Они только выиграют, получив доступ к достоверной информации и дополнительную защиту от мошенников. Важно дать всем уверенность в реальности и легальности любой бизнес-структуры, и без достоверности данных о ней этого сделать не получится. Кстати, это полностью соответствует лучшим мировым тенденциям в сфере администрирования публичных реестров предприятий - реестр должен быть актуальным и достоверным, и его значение для построения легальной экономики и создания среды доверия трудно переоценить. Создание бизнеса при этом останется таким же простым, не увеличатся ни сроки, ни процедуры. Но при выявлении недостоверности сведений включится механизм устранения дефектов. Важно здесь и то, что законодательно прямо закреплен рискориентированный подход к проведению проверки достоверности. Тотального контроля не будет. Под пристальное внимание попадут только те, в отношении кого будут иметься признаки возможных злоупотреблений.

Ожидаемым эффектом от реализации закона является повышение достоверности ЕГРЮЛ. Помимо этого внесенные им изменения носят антирейдерский характер, направлены на устранение необоснованных конкурентных преимуществ недобросовестных лиц перед легальными бизнесменами. Налоговые органы получат инструменты для противодействия злоупотреблениям правом при госрегистрации бизнеса, в том числе деятельности фиктивных организаций через подставных лиц.