Запрет на ПЭТ-упаковку не решает проблемы алкоголизации населения, в этом мнении сходятся эксперты. Вместо точечных запретительных мер необходима грамотная политика государства по коррекции структуры потребления алкоголя и культуры пития.
Фактически полный запрет этого вида упаковки выглядит абсолютно бессмысленным для реализации заявленной цели - борьбы с алкоголизацией населения. Ведь законопроектом не затрагивается стеклянная и алюминиевая упаковка. Почти вся водочная продукция продается в таре емкостью 0,7 литра, а практически в любом супермаркете доступны 5-литровые жестяные пивные бочонки.
Замминистра здравоохранения Татьяна Яковлева в своем обращении в Госдуму пишет, что "проект федерального закона предлагает установить ограничения применительно только к полимерной таре и не распространяет аналогичные требования на потребительскую тару из иных материалов, что создаст для таких производителей преимущественные условия". Уж если ограничивать объем тары для алкоголя, то всю, включая и стеклянную, и алюминиевую.
Идея полностью запретить ПЭТ-упаковку, по мнению участников рынка, может объясняться лоббированием интересов производителей водочной продукции и алюминиевой тары. А это недопустимо, так как ущемляет права и интересы потребителей продукции целого ряда других отраслей. Об этом также говорилось в обращении в Госдуму общества защиты прав потребителей "Общественный контроль". Но и безо всяких запретов понятно, что 60% алкогольной продукции в рознице - это крепкий алкоголь, а доля суррогата, по некоторым экспертным оценкам, достигает 50%, что наносит непоправимый ущерб здоровью россиян. Ежегодно в России фиксируется более 40 тысяч случаев отравления, в том числе смертельных.
Реализовать идею ограничений на пластиковую тару пытались в последние годы не раз. И вот процесс обрел новое дыхание. Напомним, на заседании правительственной комиссии по иностранным инвестициям осенью 2014 г. пивовары выдвинули инициативу: начиная с 2017 г. они перестанут разливать пиво в пластиковые бутылки емкостью 1,5 л и выше, но дальнейшего уменьшения тары не будет. После обсуждения было сформулировано предложение: с 2017 года ограничить реализацию пива в ПЭТ-таре емкостью более 1,5 литра. Такой вариант называли "компромиссным", ведь ранее меры предлагались более жесткие: рассматривался запрет ПЭТ-тары для алкоголя емкостью более 0,5 литра.
Представители пивной отрасли согласились с этим ограничением. Однако, как следует из письма Йоргена Буль Расмуссена, руководителя компании Carlsberg Breweries A/S, члена консультативного совета по иностранным инвестициям при правительстве РФ, адресованного в высшие эшелоны власти, эта договоренность не нашла отражения в предложенном законопроекте. Теперь концепция выглядит так: запретить ПЭТ-тару объемом более 1,5 литра уже с 1 июля 2016 года, а далее распространить запрет на тару до 0,5 литра на более позднем этапе. "Это не совпадает с тем, что мы обсуждали ранее, и это меня удивило", - пишет Йорген Буль Расмуссен. Суть в том, что предлагаемые поправки могут привести к полному запрету на реализацию пива в ПЭТ-таре, поскольку продавать пиво в ПЭТ-бутылках 0,5 литра никто не будет - такой объем очень мал. "Любое решение в этом направлении не только будет противоречить всем международным принципам, но также приведет к очень негативным последствиям для нашей отрасли и смежных отраслей, таких как упаковка, розничные продажи и сельское хозяйство", - подчеркивает автор.
Аналогичную позицию высказывают и некоторые губернаторы регионов, где пивная отрасль обеспечивает значительные поступления в местные бюджеты, как, например, это имеет место в Ярославской области и Татарстане. Например, казанский завод "Эфес" производит 86% продукции в ПЭТ-упаковке, и в случае закрытия бюджет Татарстана потеряет 5 млрд рублей. В среднем объем платежей в областные бюджеты составляет 10-17%. А по всей России пиво в ПЭТ-упаковке занимает около 50% рынка розницы. Фактический запрет использования ПЭТ-тары приведет к закрытию крупных производств и предприятий малого бизнеса и, по самому пессимистичному прогнозу экспертов, сокращению акцизных поступлений в бюджеты всех уровней на сумму более 40 млрд рублей.
Кроме того, это сокращения рабочих мест в условиях региональной безработицы. К примеру, только в Новосибирской области работает 21 малое пивоваренное предприятие с 1,5 тыс. рабочих мест. На каждое из них приходится по 2 рабочих места в смежных отраслях промышленности: производствах пробки, этикетки. ПЭТ-тары и т.д. А это еще 3 тыс. рабочих мест. Таким образом, закрытие одних предприятий будет иметь "эффект домино", неизбежно приведет к закрытию смежников.
Беспокойство содержится и в обращении некоммерческого партнерства по развитию индустрии полиэтилентерефталата "АРПЭТ". В нем говорится, что ограничение на пластик больно бьет по столь серьезному сегменту бизнеса, как производство ПЭТ-тары. Отечественное производство ПЭТ-гранулята упадет на 130 тысяч тонн в год, то есть на 21%. В свою очередь, выработка преформ сократится на 3-3,5 млрд штук, что приведет к закрытию весомой доли сегмента переработчиков.
Таким образом, предложенный законопроект окажет негативное воздействие на развитие российского производственного сектора и импортозамещение.
Между тем в рамках замещения импортируемого ПЭТФ отечественным аналогом мощности предприятий по производству ПЭТФ увеличились в стране за последние пять лет более чем в 2 раза (на 322 тыс. тонн) и составляют 617 тыс. тонн. Сегодня это 70 предприятий по всей стране, на которых работает около 8 тысяч человек. Предложенные меры приведут к сокращению более 20% персонала.
В АРПЭТ подчеркивают: хотя ни одно серьезное исследование не подтвердило мнения о вреде для здоровья ПЭТ-упаковки, деловое сообщество ранее решило пойти на компромисс и ограничить объем тары 1,5 литра.