Повестка коллегии была по-деловому насыщенной. Помимо организационных вопросов и подведения промежуточных итогов реализации программы по укреплению пограничной безопасности на период 2012-2016 годов предстояло решить, в каком направлении дальше развивать приграничную инфраструктуру.
Принятая на заседании концепция должна положить начало дальнейшей работе до 2021 года. Руководитель Пограничной службы ФСБ Российской Федерации генерал армии Владимир Кулишов отметил, что участники заседания пришли к однозначному выводу - все целевые показатели утвержденной ранее программы выполнены:
- Более того, контрольное управление и Счетная палата не выявили никаких нарушений. Нет никаких сомнений и в том, что программа 2015 года также будет успешно реализована в полном объеме. Один из вопросов, требующих срочного решения, - техническое обеспечение введения биометрических систем контроля на границе. Завершение этой работы запланировано на декабрь.
В разговоре с журналистами заместитель Государственного секретаря Союзного государства Алексей Кубрин назвал сумму, которая была успешно инвестирована в приграничную безопасность в прошлом году, - 800 миллионов рублей. По его словам, эта программа - один из самых эффективных совместных проектов, финансируемых из бюджета Союзного государства. А председатель Государственного пограничного комитета Беларуси Леонид Мальцев назвал конкретные сферы применения выделенных средств:
- Сейчас мы нарабатываем опыт в использовании беспилотников для охраны государственной границы. Причем сразу двух классов. Есть те, у которых радиус действия примерно 50 километров. Он барражирует территорию и сообщает информацию на заставу. Второй - маленький. Его запускает пограничный наряд во время дежурства. Аппарат поднимают, открывают переносной компьютер и смотрят, что, где и как. Беспилотники закупили - отрабатываем тактику применения. Кроме того, приступили к использованию так называемых автожиров - это небольшой летательный аппарат вроде вертолета. Он недорого стоит, безопасный, маневренный. Можно вести наблюдение не только днем, но и ночью. Экипаж - 2 человека. Садится на любую местность - даже при необходимости на снег и воду. Для взлета необходимо всего 10 метров ровной площадки. По стоимости патрулирование на джипе и автожире примерно одинаково, но летательный аппарат работает эффективнее: сверху лучше видно, скорость выше и еще много других преимуществ.
Густые леса, где с автожира плохо видно происходящее на земле, планируется оснастить быстроразвертываемыми сигнализационными комплексами. Их особенность в том, что сигнал с видеокамер и датчиков будет подаваться не только на заставу, но и в погранотряд и даже в Пограничный комитет. Уже в этом месяце белорусские пограничники планируют организовать демонстрацию возможностей новой техники на одной из погранзастав Брестской области.