Александр, у вас значительный послужной список - вы были главным редактором "Известий", занимали руководящие посты в издании "Газета" и "Газете.ру", в русской версии журнала "Форбс", но работа в новостном агентстве - она для вас новая?
Александр Малютин: Да, в информагентствах я до этого не работал. Но еще с 1999 года трудился в "Газете.ру", где работа во многом была похожа. Это были онлайн-новости. Но вообще я в новостях уже 20 лет, так что разница в работе, скорее, стилистическая. Ты точно также добываешь новости и подробности и в журнале, и в газете. Однако, в агентстве есть свои особенности. К этому пришлось привыкать. Например, раньше, когда намечаласьпресс-конференция, я думал: "Зачем туда пойдем? Все будет в "проводах..." А теперь я сам - "провода", надо идти. Когда сидишь в журнале, можно прочитать все отчеты о мероприятиях ньюсмейкеров на лентах агентств. А теперь мы сами делаем такую ленту.
И как вы ее делаете? Вот сидит у вас сотрудник на пресс-конференции - как быстро он оттуда передает?
Александр Малютин: Мы стараемся, чтобы максимально быстро. Он пишет прямо в редакционную систему, либо, если это вдруг невозможно, то в скайп. Материал сразу схватывается выпуском и максимально быстро выдается на ленту. Счет идет на минуты, все агентства так работают. А опередить очень важно! Какое-то время назад многим казалось, что это неважно, что все равно везде все будет, можно зайти в топ новостей в поисковике и там все найти... Но ведь новость отдается не только на наш сайт, но еще и в рассылки, и в соцсети, и в RSS-поток. Все это читают выпускающие редакторы информационных сайтов, чьи сотрудники сами на мероприятия не ходят. Так вот, кто первый дал в потоке важную новость, у того ее скорее и возьмут, и процитируют именно ее. Поэтому борьба за минуты имеет реальный смысл. Не говоря уже о том, что новостная гонка - это "спорт". Как у людей, которые идут в горы, просто потому что идут, хотя есть занятия и более денежные.
Когда корреспондент передает информацию очень быстро, он не застрахован от ошибок.
Александр Малютин: Это вечная дилемма. Поэтому первое требование у нас это - достоверность. То есть переданное раньше всех ошибочное сообщение - не засчитывается. Значит, ты ничего не передал.
Фальстарт?
Александр Малютин: Да, это фальстарт. Писать нужно правду и желательно такую, которую до тебя никто не публиковал. Мы с первых дней работы сделали ставку на эксклюзивную информацию. Цитируемость когда возникает? Когда появляется что-то такое, чего у других нет. Либо это на минуту раньше переданная информация с пресс-конференции, либо это нечто вообще никому не известное.
А как найти эксклюзивную информацию в мире, где все новости одинаковые?
Александр Малютин: Может быть, я не расскажу вам обо всех наших приемах. Но, например, мы чувствуем, где есть спрос. Скажем, всех очень интересует тема платной парковки в Москве. И тот, кто раньше узнает, какие здесь предстоят изменения, тот и король на этот день по городским новостям. Обзваниваются доверительные источники, интервьюируются люди, владеющие информацией, задаются вопросы отдельно первым лицам после брифингов... Много, конечно, "балласта" - лишней информации, но в нем есть и "алмазики", которые попадают на ленты. Объем и глубину переработки "руды" просто нужно наращивать, и все будет получаться.
Ваше недавно созданное агентство по состоянию на конец 2014 года выпустило более 25 тысяч новостных сообщений. Это считается много или мало? Это при том, что у вас не только текстовые новости, но еще и фото, видео, трансляции, инфографика.
Александр Малютин: Среди СМИ по Московскому региону - это столица плюс область - в рейтинге по цитируемости мы вышли на первые места. В принципе, это не должно удивлять, поскольку у нас - информагентство. Так и должно было быть, но хорошо, что так и получилось. Мы это и планировали, но, к радости, это случилось несколько раньше, чем мы ожидали.
Имеется в виду столичный регион?
Александр Малютин: Да. Мы затрагиваем Москву и Московскую область тоже, но, в основном, все-таки столицу. Здесь как-то с конкуренцией попроще. У нас не меньше репортеров, чем в тех командах, которые занимаются московской тематикой в федеральных агентствах. Поэтому в данной области мы конкурентоспособны. И очень рассчитываем, что будем "теснить" конкурентов.
Бывали случаи, когда вас цитировали агентства "большой тройки"?
Александр Малютин: Были такие, но, конечно, мало.Агентства обычно друг друга не цитируют, они по определению работают с первоисточниками.
Подводя итог, как вы считаете, почему за этот год ваше агентство вдруг показало такие успехи.
Александр Малютин: Во-первых, это значит, что не ошиблись основатели-учредители с нишей на рынке. И московские СМИ, в том числе частные, нашу информацию хорошо берут. Второе - были сделаны правильные организационные и кадровые решения. Я не себя имею в виду, а всю команду. Ну и ставка на собственную информацию. Как говорится: чтобы хорошо сыграть на фортепиано, надо попадать в нужное время по нужным клавишам. У нас так же просто. Добываешь сенсацию, добываешь эксклюзив - и все будет.
Человек, который работает с новостями, он всегда в стрессе. Вы в стрессе?
Александр Малютин: У меня другой стресс, нежели у репортера или выпускающего редактора. Но да, это тоже стресс. Двести заголовков в день, сто пятьдесят. Ты их должен, как минимум, прочитать. А еще сравнить, где мы были раньше, где опоздали, понять почему. Конечно, этим занимается вся команда: и руководители направлений, и редакторы, и выпускающие редакторы. Стресса хватает на всех. Полностью всех не обыграешь. Всех новостей раньше всех не напишешь. Однако, как в известной поговорке: стремиться к этому надо. Поэтому расслабиться вообще нельзя. Обойдут тебя сразу. Конкуренты умеют работать, и ничего с этим не поделаешь.
Справка "РГ"
Агентство городских новостей "Москва" цитируют около 6 тысяч раз в месяц. По состоянию на конец 2014 года, агентство выпустило более 25 тысяч новостных сообщений, 6 тысяч анонсов мероприятий, 15 тысяч фотографий, 1 тысячу видеороликов, 400 инфографических материалов. Потребители агентства: средства массовой информации (от небольших районных информационных порталов до ведущих изданий страны), государственные и аффилированные структуры, общественные организации и компании, работающие в Москве. В сентябре 2014 года при агентстве был запущен пресс-центр.
В 2015 году при агентстве планируется запустить еще несколько новых сервисов и продуктов, которые, предполагается, существенно упростят работу СМИ в московском информационном поле.